Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Цыбульника В.Е, судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Пересыпке Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя истца - Петросяна А.С. на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 1 июля 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных в интересах старшего прапорщика Бангояна Сасуна Самвеловича о признании незаконными действий начальника отделения (территориального г. Владикавказ) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - отделение ФГКУ "Югрегионжилье"), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца - Петросяна А.С, в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Бангоян С.С. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения ФГКУ "Югрегионжилье" от 17 июля 2020 г. N11/17 об отказе в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать должностное лицо отметить указанное решение, признать его и членов семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывается, что истребованные жилищным органом документы, предоставление которых предусмотрено подпунктом "и" пункта 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), были направлены им в отделение ФГКУ "Югрегионжилье" по истечению установленного тридцатидневного срока в связи с введенными в стране ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В связи с этими же обстоятельствами не имелось возможности получить и представить в жилищный орган документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 1 Инструкции.
Податель жалобы обращает внимание на то, что оспариваемое решение об отказе в принятии Бангояна С.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, было принято начальником отделения ФГКУ "Югрегионжилье" 17 июля 2020 г, его копия направлена истцу 22 июля 2020 г, тогда как истребуемые от истца документы были получены жилищным органом 20 июля 2020 г. еще до направления истцу копии принятого решения. При этом ответчик не принял во внимание сложности в получении документов, сложившиеся в связи с пандемией.
В жалобе указывается, что материалы дела не содержат сведений о направлении жилищным органом уведомления о недостающих документах от
27 апреля 2020 г. командиру войсковой части N, как того требует пункт 5 Инструкции.
Представитель утверждает, что уведомление от 27 апреля 2020 г. фактически было направлено Бангояну С.С. 5 июня 2020 г. и получено им 22 июня 2020 г, а поэтому установленный законом срок представления документов должен был истечь 21 июля 2020 г. Несмотря на это решение жилищным органом принято до истечения тридцатидневного срока 17 июля 2020 г.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
При этом в соответствии с пунктом 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте.
Содержание вышеназванных норм закона свидетельствует о том, что военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до
1 января 1998 г, реализуют право на обеспечение жилым помещением в период службы по месту ее прохождения, а при увольнении с военной службы вправе претендовать на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
Поскольку Бангоян С.С. как военнослужащий, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, планировался к увольнению с военной службы с общей продолжительностью военной службы более 20 лет, вправе был ставить вопрос об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства. Поэтому, содержащийся в решении гарнизонного военного суда, вывод о том, что истец мог быть обеспечен жилым помещением только по месту прохождения военной службы, является ошибочным.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержащееся в названной норме Федерального закона требование о представлении документов об освобождении (сдаче) жилого помещения основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилищных гарантий, установленных данным законом.
В силу пункта 1 Инструкции для признания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военнослужащие подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа с приложением документов, перечень которых определен данным пунктом. Если по результатам принятых мер документы, указанные в подп. "д", не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
При непредставлении военнослужащим всех документов, указанных в пункте 1 Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему уведомление с предложением представить в уполномоченный орган недостающие документы.
В случае, если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не представлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно материалам дела Бангоян С.С. заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, его общая продолжительность военной службы составляет более 20 лет в календарном исчислении.
В связи с увольнением по состоянию здоровья в декабре 2010 года от Министерства обороны Российской Федерации Бангоян С.С. был обеспечен жилым помещением в форме предоставления государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) на состав семьи 4 человека (истец, супруга и двое сыновей) на сумму 2509920руб, исходя из нормы обеспечения жилым помещением 72 кв. м, с использованием которого приобрел жилое помещение общей площадью 32, 6кв.м, в "адрес", которое продал 22 августа 2011 г.
В сентябре 2011 года истец вновь поступил на военную службу по контракту, которую проходит в войсковой части N.
В октябре 2012 года состав его семьи увеличился до 5 человек в связи с рождением дочери.
Бангоян С.С. проживает в служебном жилом помещении на территории воинской части общей площадью 50, 37 кв. м, в которое совместно с ним вселены в качестве членов его семьи супруга, два сына и дочь.
С октября 2012 года в этом жилом помещении зарегистрирован отец истца, а с февраля 2020 года там же зарегистрирована по месту пребывания мать истца.
Однако исследованными в суде доказательствами установлено, что родители Бангояна С.С. в предоставленное ему служебное жилое помещение на территории воинской части не вселялись и совместно с ним не проживают.
Бангоян С.С, подлежащий увольнению по окончанию срока контракта, 18 марта 2020 г. обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 5 человек (истец, супруга и трое детей). К заявлению он приложил копии паспортов членов семьи, свидетельств о рождении детей, удостоверения личности, контракта о прохождении военной службы, послужного списка и справок из воинской части, а адресом для получения корреспонденции указал адрес своего представителя.
В судебном заседании суда первой инстанции Бангоян С.С. заявил, что формой жилищного обеспечения он выбрал жилищную субсидию, а избранным местом жительства - "адрес" (учетная норма жилой площади в "адрес" составляет 10 кв. м).
23 марта 2020 г. представитель истца - Петросян А.С. направил в жилищный орган заявление о принятии на жилищный учет родителей истца, приложив к заявлению копии их паспортов.
27 апреля 2020 г. начальником территориального отделения ФГКУ "Югрегионжилье" Бангояну С.С. и командиру войсковой части N направлено уведомление о необходимости предоставления недостающих документов, предусмотренных подпунктами "д" и "и" пункта 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утв. приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 г. N 1280) (далее - Инструкция), а рассмотрение самого заявления приостановлено на 30 дней с разъяснением последствий непредставления запрашиваемых документов.
18 мая 2020 г. командир войсковой части N направил в отделение ФГКУ "Югрегионжилье" запрошенные документы в отношении истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что уведомление жилищного органа было получено им в мае 2020 года.
Указанные обстоятельства опровергают утверждение представителя в жалобе о том, что жилищный орган направил уведомление от 27 апреля 2020 г. истцу лишь 5 июня 2020 г. и не направлял его командиру воинской части вовсе.
14 июля 2020 г. представитель истца Петросян А.С. направил в адрес жилищного органа сведения, предусмотренные подпунктом "и" пункта 1 Инструкции, о наличии (отсутствии) жилых помещений, за подписью
Бангояна С.С, которые были получены ответчиком 20 июля 2020 г.
Решением начальника отделения ФГКУ "Югрегионжилье" от 17 июля
2020 г. Бангояну С.С. отказано в принятии на жилищный учет в связи с непредставлением всех документов, предусмотренных пунктом 1 Инструкции, а также реализацией им ранее права на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, о чем в его адрес 22 июля 2020 г. направлено соответствующее уведомление. Кроме того, ответ на письмо представителя истца о 14 июля 2020 г. дан жилищным органом 5 августа 2020 г.
Сведения, предусмотренные подпунктом "д" п. 1 Инструкции, истец в жилищный орган не представил, документы, свидетельствующие о невозможности их получения, не представлял.
Поскольку в период военной службы Бангоян С.С. был обеспечен от Министерства обороны Российской Федерации по нормам жилым помещением в форме выдачи ГЖС, а в последующем распорядился им по своему усмотрению, утратив возможность его сдачи, то эти обстоятельства в силу приведенных нормативных положений являлись препятствием для его постановки на учет нуждающихся в избранном месте жительства.
Ссылка в жалобе на ограничительные меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), являются необоснованными, поскольку каких-либо доказательств невозможности получения и своевременного представления указанных документов в жилищный орган истцом или его представителем суду не представлено, заявление о наличии препятствий в сборе и представлении документов в жилищный орган направлено не было. Кроме того, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N206 и от 2 апреля 2020 г. N 239 нерабочими днями в стране были объявлены периоды времени с 30 марта по 3 апреля и 4 по 30 апреля 2020 г.
Утверждения представителя о том, что оспариваемое решение принято начальником отделения ФГКУ "Югрегионжилье" до истечения установленного срока опровергаются доказательствами, приведенными выше.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 1 июля 2021 г. по административному исковому заявлению в интересах Бангояна Сасуна Самвеловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.