Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Меркулова Д.В, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Пересыпке Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе (с дополнениям к ней) истца на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 26 июля 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований подполковника запаса Пономаренко Ярослава Андреевича о признании незаконными действий начальника Службы в г. Биробиджане (далее - Служба) Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Пограничное управление), связанных с порядком исключения его из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы и проведения с ним необходимых расчетов.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, дополнениям к ней и поданных относительно апелляционной жалобы возражений, объяснения представителя Пограничного управления и Службы - майора юстиции Рубан А.В, возражавшего против доводов жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Шевцова А.А, предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Пономаренко Я.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил:
- отменить приказ начальника Службы от 5 марта 2021 г. N 69-ЛС об исключении его из списков личного состава войсковой части N
- обязать указанное должностное лицо восстановить его в списках личного состава войсковой части N до предоставления основных отпусков за 2020 год и за 2021 год пропорционально прослуженному времени, отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток перед увольнением с военной службы, дополнительных отпусков за 2020 и 2021 годы сроком 15 суток, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком 35 календарных дней в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" за 2020 и 2021 годы, прохождения им военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) и обеспечения вещевым имуществом и денежным довольствием.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней Пономаренко Я.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Истец утверждает, что командованием войсковой части N был нарушен порядок исключения его из списков личного состава воинской части. Это выразилось в том, что основные и дополнительные отпуска за 2020 и 2021 годы ему не были предоставлены, о наличии приказа начальника Службы от
30 июня 2021 г. N 163-лс, которым внесены изменения в приказ об исключении из списков личного состава воинской части от 5 марта 2021 г, он узнал в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
Также автор жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно указаны обстоятельства прохождения им ВВК, в частности, командование не выполнило рекомендацию Главного военно-клинического госпиталя о направлении его для дообследования и прохождения ВВК в январе-марте 2021 года.
Суд оставил без должного внимания то, что акт об отказе от получения предписания о направлении его к месту постановки на воинский учет от
9 марта 2021 г. является недопустимым доказательством, поскольку составлен после того, как в судебном заседании было установлено, что отсутствуют доказательства отказа в получении предписания.
В дополнениях к апелляционной жалобе Пономаренко Я.А. указывает, что суд первой инстанции не исследовал и не приобщил к материалам дела произведенную им аудиозапись, подтверждающую отказ в пропуске его на территорию войсковой части N для решения вопроса, связанного с исключением из списков личного состава воинской части. Не исследовал суд и доказательства, связанные с обстоятельствами нахождения его на стационарном и амбулаторном лечении в период основного отпуска за 2020 год, пребывания в дороге во время возвращения из отпуска. Кроме того, не исследован факт подачи им рапорта от 8 марта 2021 г. о предоставлении ему отпусков.
Утверждение представителя ответчика о том, что после прибытия из основного отпуска за 2020 год 8 и 9 марта 2021 г. он не исполнял обязанности военной службы не соответствует действительности, что подтверждается распечатками телефонных звонков и смс-сообщениями с начальником отдела (погк) в "адрес" и оперативным дежурным Службы, из которых видно, что он доложил о своем прибытии и убытии в Пограничное управление на заседание аттестационной комиссии. Но судом указанные обстоятельства не исследованы.
В письменных возражениях помощник военного прокурора Каспийской флотилии и представитель административных ответчиков просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, приведенные в апелляционной жалобе доводы (с дополнениями к ней) и поданные на нее возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и данным Положением.
В силу пункта 16 ст. 29 названного Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
Устанавливая правила продления отпусков военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, пункт 18 ст. 29 Положения, в соответствии с которым военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни, направлен на обеспечение им возможности полноценной реализации права на отдых и гарантирует достижение целей предоставления основного и дополнительного отпуска, обусловленных необходимостью последующего надлежащего исполнения обязанностей военной службы.
Согласно статье 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году.
При этом статьей 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе "О ветеранах", предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток.
В соответствии с требованиями пункта 12 ст. 31 Положения военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями кроме основного отпуска по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток.
Указанный отпуск предоставляется также военнослужащим, проходящим военную службу после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе и не использовавшим этот отпуск ранее. Данный отпуск предоставляется один раз за весь период военной службы, что фиксируется в личном деле военнослужащего.
По делу установлено, что приказом Пограничной службы ФСБ России от 8 июля 2020 г. N 315-ЛС Пономаренко Я.А. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта.
На основании приказа начальника Службы от 2 июля 2020 г. N 272-ЛС Пономаренко Я.А. предоставлены основной отпуск пропорционально прослуженному времени общей продолжительностью 55 суток с 8 июня по
1 августа 2020 г. (из которого 15 суток на дорогу к месту проведения и обратно); дополнительный (как ветерану боевых действий) продолжительностью 15 суток с 2 по 16 августа 2020 г.
18 сентября 2020 г. административный истец был направлен для прохождения медицинского освидетельствования ВВК, которое не прошел по независящим от него обстоятельствам.
В связи с нахождением истца в период с 20 июня по 19 августа 2020 г. на стационарном лечении, с 21 августа по 15 сентября 2020 г. - на амбулаторном и с 20 сентября по 16 октября того же года на медицинском освидетельствовании ВВК, основной и дополнительный отпуска ему продлены на 58 суток и предоставлены с 31 октября по 27 декабря 2020 г, затем продлены до 16 января 2021 г. (с учетом нахождения на стационарном лечении в госпитале общей продолжительностью 20 суток). С 11 по 22 января 2021 г. Пономаренко Я.А. также находился на стационарном лечении, с 23 января по 16 февраля 2021 г. и с 20 февраля по 2 марта того же года - на амбулаторном лечении.
Приказом начальника Службы от 5 марта2021 г. N 69-ЛС исключен из списков личного состава и всех видов довольствия с 9 марта 2021 г.
Согласно приказу начальника Службы 30 июня 2021 г. N 163-ЛС в названный приказ внесены изменения, согласно которым истцу за период с
17 января по 10 марта 2021 г, в связи с заболеванием, продлен основной отпуск за 2020 г. на 6 суток, а также предоставлено по 15 суток (основного соразмерно прослуженному времени) и дополнительного отпусков за 2021 год, а дата его исключения из списков личного состава воинской части передвинута на 10 марта 2021 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются справками Пограничного управления по приказам от 2 июля 2020 г. N 272-ЛС, от 3 декабря 2020 г.
N 487-ЛС, от 8 июля 2020 г. N 315-ЛС, от 5 марта 2021 г. N 69-ЛС, от 30 июня 2021 г. N 163-ЛС, контрактом о прохождении военной службы от 21 июня 2019 г, справками по листу беседы, расчету выслуги лет, служебной карточку, рапортами Пономаренко Я.А, ответами на его обращения, реестрами на корреспонденцию, направляемую через почтовое отделение, уведомлениями об исключении из списков личного состава, выписному эпикризу, расходными кассовыми ордерами и расчетными платежными ведомостями о начислении и получении установленных видов довольствия, справками о депонировании зарплаты, карточками депонента, актами об отказе от получении материальной помощи, о доведении истцу необходимости прибытия в отдел кадров Службы с целью оформления документов пенсионного обеспечения, сдачи жетона и оформления записей в удостоверении личности, об отказе в получении им предписания для постановки на воинский учет, справки-расчета о получении денежной компенсации взамен положенного к выдаче вещевого имущества, справкой по расчету выслуги лет для назначения пенсии, справкой о прибытии Пономаренко Я.А. из основного отпуска, разрешением направления на обследование и госпитализацию, копией листов из журнала учета выдачи направлений, уведомлений, справок и предписаний, справкой о результатах медицинского освидетельствования от 13 февраля 2020 г, а также справкой начальника 1 отделения кадров Службы по рапорту истца от 9 марта 2021 г. о неисполнении им должностных обязанностей с момента убытия в основной отпуск за 2020 год (с 8 июня 2020 г.) по настоящее время.
При таких обстоятельствах, разрешая требования административного истца в части основных отпусков за 2020 и 2021 годы, отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, дополнительных отпусков за 2020-2021 годы сроком 15 суток, дополнительного отпуска за 2020-2021 годы без сохранения заработной платы (сроком 35 календарных дней за каждый год) в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", которые по его мнению не были ему предоставлены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что они удовлетворению не подлежат, а доводы жалобы об обратном являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном истолковании закона.
В пунктах 70 и 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
4 июля 2013 г. N 565, установлено, что граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку без проведения освидетельствования или заявившие о несогласии с заключением военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе на момент их увольнения с военной службы, могут быть освидетельствованы заочно (по документам) военно-врачебными комиссиями соответствующих федеральных органов исполнительной власти для определения категории их годности к военной службе на момент увольнения с военной службы независимо от причин и времени увольнения. При этом за военнослужащим закреплено право на прохождение медицинского освидетельствования и после увольнения его с военной службы.
В соответствии с пунктом 101 Инструкции об организации военно-врачебной экспертизы в органах Федеральной службы безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы безопасности России от 8 апреля 2016 г. N 241, граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку без проведения освидетельствования или заявившие о несогласии с заключением ВВК о категории годности к военной службе на момент их увольнения с военной службы, могут быть освидетельствованы заочно (по документам) для определения категории годности к военной службе на момент их увольнения с военной службы независимо от причин и времени увольнения.
Что касается доводов автора жалобы, связанных с бездействием командования воинской части по направлению истца для прохождения дообследования и прохождения ВВК в Главном клиническом военном госпитале, то гарнизонный военный суд правильно исходил из того, что повторное прохождение ВВК не нарушает права Пономаренко Я.А. и его законные интересы и не расценивается в качестве основания для восстановления на военной службе, поскольку основание увольнения с военной службы истцом не оспаривается, а вопросы, связанные с прохождением указанного медицинского освидетельствования, решаются увольняемыми военнослужащими перед изданием приказа об увольнении с военной службы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
Из изложенного следует, что решение о восстановлении военнослужащего в списках личного состава воинской части должно приниматься судом в случае, если выявленное нарушение не может быть устранено без восстановления его в списках личного состава воинской части.
Согласно расходно-кассовых ордеров и расчетно-платежных ведомостей, по состоянию на 10 марта 2021 г. с Пономаренко Я.А. произведены все необходимые расчеты.
Как следует из комиссионного акта от 9 марта 2021 г, Пономаренко Я.А. от получения материальной помощи за 2021 год в размере 23103 руб. отказался, указанная сумма депонирована на счете и он имеет возможность эту сумму получить, сообщив реквизиты своего банковского счета. При этом довод автора жалобы о том, что указанный акт сфальсифицирован, материалами дела не подтверждается.
Как усматривается из текста протоколов судебного заседания, все представленные доказательства, необходимые для правильного разрешения административного дела, исследованы, а заявленные ходатайства разрешены в установленном законом порядке, мнение автора жалобы об обратном является необоснованным.
Материалы дела не содержат сведения о том, что Пономаренко Я.А. фактически проходил службу в 2021 году.
Таким образом, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам в их совокупности и взаимосвязи. Следовательно, требования статьи 84 КАС РФ судом соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 26 июля 2021 г. по административному исковому заявлению Пономаренко Ярослава Андреевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу (с дополнениями) истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.