Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Патланя В.А, судей: Шендрикова И.В. и Коробенко Э.В, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) - Гусяковой Ю.Н. на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 22 июля 2021 г, которым удовлетворены заявленные проходящим военную службу по контракту старшим сержантом Носачевым Евгением Васильевичем требования о признании незаконными действий начальника территориального отдела "Владикавказский" управления жилищного обеспечения (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных с порядком выплаты истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, установила:
20 марта 2019 г. начальником отдела управления жилищного обеспечения направлены в адрес федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" (далее - отделение управления финансового обеспечения) сведения, без указания о необеспеченности Носачева Е.В. служебным жилым помещением, что послужило основанием для неиздания командиром воинской части приказа о выплате истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Носачев Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил данные действия начальника отдела управления жилищного обеспечения и просил обязать указанное должностное лицо представить в финансовый орган сведения о необеспеченности его служебным жилым помещением.
Кроме того, истец просил суд взыскать с жилищного органа 15300 руб. в счет возмещения понесенных им судебных расходов (15000 руб, связанные с оплатой услуг представителя и 300 руб. - с уплатой государственной пошлины).
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
Суд, признав незаконными оспоренные действия начальника отдела управления жилищного обеспечения, обязал названное должностное лицо представить в отделение управления финансового обеспечения сведения о необеспеченности Носачева Е.В. служебным жилым помещением по состоянию на 20 марта 2019 г.
В порядке возмещения судебных расходов суд взыскал с федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в пользу истца 300 руб, связанные с уплатой государственной пошлины, а также 8000 руб, связанные с оплатой услуг представителя. В удовлетворении требования о возмещении расходов по оплате услуг представителя на большую сумму, судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование автор жалобы, ссылаясь на положения Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 (далее - Инструкция) указывает, что в случае отказа военнослужащего от предлагаемого жилого помещения специализированного жилищного фонда, в соответствующей графе формы, направляемой в финансовый орган, вписываются слова "отказался от жилого помещения" и указывается дата распределения военнослужащему жилого помещения. Поскольку Носачев Е.В. отказался от распределенных ему двух комнат в общежитии, общей площадью 51, 54 кв.м, то у жилищного органа не имелось законных оснований для внесения в соответствующую графу формы сведений о необеспеченности Носачева Е.В. служебным жилым помещением по состоянию на 20 марта 2019 г.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909.
Пунктами 2 и 3 этого Положения предусмотрено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Аналогичные положения содержатся в Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303.
Так, согласно пп. 1, 8 указанной Инструкции денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания. Выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе со дня, следующего за днем предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.
Вместе с тем, в соответствии с чч. 1, 2 ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения, которыми признаются изолированные помещения, пригодные для постоянного проживания граждан (отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 1 ст. 16 и п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях.
Следовательно, решение об отказе в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения может быть принято при условии отказа военнослужащего от соответствующего нормам предоставления служебного жилого помещения, жилого помещения маневренного фонда или жилого помещения в общежитии, пригодных для проживания, которые отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Носачев Е.В. с членами семьи с 27 апреля 2017 г. включен в список на предоставление служебных жилых помещений.
В сентябре 2018 года Носачеву Е.В. предложено жилое помещении в виде двух комнат в общежитии, расположенном по адресу: "адрес" общей площадью 51, 54 кв.м, от которых он оказался, ввиду несоответствия его санитарным требованиям (отсутствие газоснабжения и горячей воды).
Обоснованность отказа истца от предложенного помещения подтверждается сообщением управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания от 28 марта 2019 г. N 1329-4-3, согласно которому в общежитии по указанному адресу выявлены нарушения пожарной безопасности.
Из сообщения отдела управления жилищного обеспечения от 2 октября 2020 г. N 11/3769 следует, что по указанной причине жилые помещения в этом общежитии не распределяются.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о правомерности отказа административного истца от предложенного помещения, поскольку оно являлось не пригодным для постоянного или временного проживания.
Согласно пп. 15-19 Инструкции до издания приказов о выплате военнослужащим денежной компенсации командиры воинских частей ежемесячно до 20 числа представляют в финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части по месту прохождения военнослужащими военной службы, списки военнослужащих, подавших в текущем месяце рапорты (заявления) о предоставлении денежной компенсации, после чего финансово-экономические органы ежемесячно до 25 числа направляют в уполномоченный орган в целях жилищного обеспечения военнослужащих обобщенные списки граждан, указанных в пункте 15 настоящей Инструкции.
Уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа в течение пяти рабочих дней со дня получения списков на выплату денежной компенсации, указанных в пункте 16 Инструкции, представляет в финансово-экономические органы в отношении включенных в них граждан сведения о включении их в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и об обеспеченности их жилыми помещениями. Сведения представляются по рекомендуемой форме согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции на бумажном носителе и в электронном виде (п. 17 Инструкции).
Пунктом 2 примечаний к приложению N 3 Инструкции определено, что в случае отказа военнослужащего от предлагаемого жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте, в соответствующей графе вписываются слова "отказался от жилого помещения" и указывается дата распределения военнослужащему жилого помещения, а в случае необеспечения военнослужащего жилым помещением вписываются слова "не обеспечен".
Финансово-экономические органы направляют сведения, указанные в пункте 17 Инструкции, командирам воинских частей в течение трех рабочих дней со дня их получения от уполномоченного органа либо структурных подразделений уполномоченного органа, после чего командирами воинских частей в течение пяти рабочих дней издаются приказы о выплате военнослужащим денежной компенсации с учетом требований п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (пп. 18-19 Инструкции).
Из материалов дела видно, что в марте 2019 года Носачев Е.В. обратился к командиру войсковой части N с рапортом о выплате ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
20 марта 2019 г. начальником отдела управления жилищного обеспечения в адрес отделения управления финансового обеспечения направлены сведения (таблица) на Носачева Е.В, где в графе "информация об обеспеченности" указано "27 апреля 2017 г.".
При этом в нарушение п. 2 примечаний к приложению N 3 Инструкции начальником отдела управления жилищного обеспечения в графе 9 таблицы не указана необходимая информация об отказе истца от жилого помещения либо об обеспеченности его таковым, что повлекло направление финансовым органом в адрес командира воинской части недостоверных сведений и неиздание последним приказа о выплате Носачеву Е.В. денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Поскольку Носачев Е.В. правомерно отказался от предложенного ему жилого помещения в связи с его непригодностью для постоянного или временного проживания, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у начальника отдела управления жилищного обеспечения не имелось законных оснований для внесения недостоверных сведений в графу 9 таблицы, направляемой в финансовый орган по рекомендуемой форме, так как это нарушает право истца на обеспечение названной денежной компенсацией.
Поэтому гарнизонный военный суд правильно признал указанные действия начальника отдела управления жилищного обеспечения незаконными.
Определяя размер судебных расходов, подлежащих возмещению истцу, суд первой инстанции, принимая во внимание объем и степень сложности административного дела, время, затраченное на составление административного искового заявления, участие представителя истца в подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании, пришел к обоснованному выводу о необходимости возмещения истцу 8000 руб. в счет понесенных им расходов на оплату юридических услуг, а также государственной пошлины, в размере 300 руб.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 22 июля 2021 г. по административному исковому заявлению Носачева Евгения Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.