Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Житникова Ю.В. и Романова В.С, с участием помощника судьи Шепелевой О.В, помощника военного прокурора "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона "данные изъяты" в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело N 2-5444/2021 по апелляционной жалобе начальника Полевого учреждения Центрального Банка Российской Федерации "данные изъяты" на решение 26 гарнизонного военного суда от 30 июня 2021 г, которым удовлетворён иск военного прокурора "данные изъяты" военной прокуратуры войсковая часть - полевая почта "данные изъяты" (далее - военный прокурор) в защиту прав Суботина "данные изъяты" к Центральному банку Российской Федерации и Полевому учреждению Банка России N "данные изъяты" о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Житникова Ю.В, объяснения прокурора возражавшего против апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
военный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что Суботин с 5 мая 1998 г. работает в должности "данные изъяты" в Полевом учреждении Банка России "данные изъяты". В период с 1 сентября 2020 г. по 25 апреля 2021 г. ему выплачивалась заработная плата без повышения должностного оклада на 50 процентов, установленного статьёй 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ).
Полагая нарушенными права Суботина на получение заработной платы в полном объёме, военный прокурор в исковом заявлении просил суд взыскать с Полевого учреждения Банка России "данные изъяты" в его пользу доплату к заработной плате с учётом повышенного должностного оклада на 50 процентов за указанный период, а всего в общей сумме 693 039 руб. 07 коп.
Решением гарнизонного военного суда иск военного прокурора удовлетворён.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новое решение об отказе военному прокурору в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что, применяя к спорным правоотношениям положения статьи 3 Федерального закона N 284-ФЗ, суд не учёл статус Банка России и ошибочно приравнял его структурное подразделение - полевое учреждение к воинским формированиям, поскольку термин "воинские формирования", предусмотренный названным законом, применяется только в целях данного нормативного правового акта. Правовой статус полевых учреждений определён статьями 83, 86 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, утверждённым совместным приказом Председателя Центрального банка РФ и Министра обороны РФ "данные изъяты", действовавшим до 1 апреля 2020 г, и Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, утверждённым Председателем Центрального банка РФ и Министром обороны РФ "данные изъяты", согласно которым полевые учреждения являются воинскими учреждениями в составе единой централизованной системы Банка России с вертикальной структурой управления, то есть входят в структуру одного юридического лица. Общее руководство полевыми учреждениями по вопросам банковской деятельности осуществляет Председатель Банка России через Департамент полевых учреждений Банка России. Последний присваивает полевым учреждениям индивидуальные наименования принадлежности к Банку России. Они состоят на налоговом учёте в качестве обособленных подразделений Банка России.
Отмечает, что, вопреки выводу суда, полевые учреждения не входят в структуру Вооружённых Сил РФ в качестве объединений, соединений, воинских частей и организаций, предусмотренных статьёй 1 Федерального закона N 284-ФЗ, и, исходя из положений Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", не относятся к другим войскам и воинским формированиям.
Обращает внимание на то, что в отличие от воинских формирований военная служба в Банке России законом не предусмотрена, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, направляются в полевые учреждения не на воинские должности.
Полагает, что в силу статьи 5 Федерального закона N 284-ФЗ финансирование предусмотренных в нём мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации, а не Банка России, который в соответствии со статьёй 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не отвечает по обязательствам государства. Поэтому социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счёт федерального бюджета, к которым Банк России не относится.
Считает, что Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, от 20 января 1995 г, не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку оно не регулирует вопросы, связанные с реализацией прав и социальных гарантий граждан, и не содержит соответствующих отсылочных норм. Понятие "воинские формирования Российской Федерации", содержащееся в названном Соглашении, применяется только для целей данного Соглашения и отличается от аналогичных терминов, применяемых в других международных актах Российской Федерации, заключённых как с Республиками Казахстан, Беларусь и Киргизской Республикой.
Отмечает, что в нарушение требований статьи 198 ГПК РФ суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводам ответчика.
На апелляционную жалобу военным прокурором поданы письменные возражения, в которых он указывает на законность решения гарнизонного военного суда и просит отказать ответчику в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из копий трудового договора от 29 апреля 2002 г. N 22, истец на основании заключённого трудового договора принят на работу в Полевое учреждение "данные изъяты" и работодатель - Банк России в лице начальника Полевого учреждения "данные изъяты" принял на себя обязательство по обеспечению истца, принятого на работу в это Полевое учреждение, заработной платой и иными соответствующими доплатами, надбавками, поощрительными, стимулирующими и компенсационными выплатами в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Банка России.
В соответствии со статьёй 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно статье 83 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчётно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
В соответствии со статьёй 86 того же Федерального закона полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России. Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны РФ. Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.
С 1 апреля 2020 г. введено в действие новое Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, утверждённое Председателем Центрального банка РФ и Министром обороны РФ "данные изъяты"
Таким образом, Полевое учреждении "данные изъяты" является как составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности руководствуется названным Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, так и относится к воинскому учреждению, созданному в составе военного ведомства, которое в процессе своей деятельности, в том числе в вопросе социальной защиты служащих, работающих в нём, должно учитывать нормативные правовые акты, устанавливающие для данной категории лиц дополнительные льготы и гарантии.
В целях усиления мер социальной защиты для лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, Федеральным законом N 284-ФЗ установлены дополнительные гарантии и компенсации.
В силу статьи 1 названного закона под воинскими формированиями Российской Федерации, дислоцированными на территории Республики Казахстан, в целях настоящего Федерального закона понимаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также военные суды, военные прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 284-ФЗ лицам, работающим в воинских формированиях, устанавливаются должностные оклады (тарифные ставки) с повышением на 50 процентов.
Как следует из статей 1, 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, заключённого 20 января 1995 г. в г. Москве, банковское обслуживание воинских формирований Российской Федерации производится полевыми учреждениями Банка России с соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Казахстан в порядке, определяемом соглашениями между Банком России и Национальным банком Республики Казахстан. Под воинскими формированиями Российской Федерации понимаются воинские части, учреждения, предприятия, организации и компетентные органы Российской Федерации, временно находящиеся на территории Республики Казахстан.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что истец имел право на особые условия оплаты труда в виде установления должностного оклада с повышением на 50 процентов, поскольку работал в Полевом учреждении N "данные изъяты", которое относится к воинским формированиям, дислоцированным на территории Республики Казахстан, и предназначено для банковского обслуживания соответствующих организаций, находящихся на этой территории.
Из расчёта заработной платы истца, следует, что размер денежных средств, недоплаченных истцу за указанный в период в связи с тем, что заработная плата начислялась ему без учёта повышения должностного оклада на 50 процентов, составил 639 039, 07 руб. С указанным размером согласился ответчик.
При таких данных суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца указанную сумму.
Утверждение автора жалобы и о том, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счёт федерального бюджета, к которым Банк России не относится, является безосновательным.
В силу статьи 88 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" условия оплаты труда служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 6.3.2 Положения о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, действующего с 1 апреля 2020 г, предусмотрено, "данные изъяты"
Кроме того, в соответствии с трудовым договором работодатель, заключив его, обязался обеспечивать истца заработной платой и иными выплатами в порядке и на условиях, установленных, в том числе законодательством Российской Федерации.
Выплата заработной платы в повышенном размере для отдельных категорий работников из числа гражданского персонала предусмотрена именно федеральным законом, поэтому требование истца является обоснованным.
При таких данных оспариваемое судебное постановление по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 30 июня 2021 г. по иску военного прокурора "данные изъяты" военной прокуратуры войсковая часть - полевая почта "данные изъяты" к Центральному банку Российской Федерации и Полевому учреждению Центрального Банка Российской Федерации в защиту прав Суботина "данные изъяты" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Гурова "данные изъяты" - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.