Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Козловой Н.И, Сальниковой В.Ю.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 сентября 2021 года апелляционную жалобу Фоменко Е. А. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 06 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-844/2021 по иску Фоменко Е. А. к администрации Невского района Санкт-Петербурга об обязании выдать специальное удостоверение единого образца.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения представителя истца Фоменко Е.А. - Волошина А.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица - Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - Матковой Т.Л, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фоменко Е.А. обратилась в суд с иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация), в котором просила обязать ответчика выдать ей специальное удостоверение единого образца, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указала, что она является пострадавшей вследствие Чернобыльской катастрофы, в период с 26.04.1988 г. по 13.07.1989 г. проживала в "адрес", который относится к зоне с правом проживания на отселение, а также с 01.12.1998 г. относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом. В указанной зоне истец проживала в течении 1 года 3 месяцев, что подтверждается письменными доказательствами. В связи с чем, полагает, что имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1. 08.05.2019 г. истец обратилась в администрацию Невского района Санкт - Петербурга с заявлением о выдаче ей соответствующего удостоверения, в выдаче которого ответчиком было отказано, с чем истец не согласна.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 06.04.2021 г. (с учетом определения Невского районного суда Санкт-Петербурга от 30.07.2021г. об исправлении описок) исковые требования Фоменко Е.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Фоменко Е.А, приводя доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истца, третье лицо - Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга - доводы жалобы полагает необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - Волошин А.Г, действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель третьего лица - Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - Маткова Т.Л, действующая на основании доверенности, решение суда полагала законным и обоснованным.
Истец Фоменко Е.А, ответчик - Администрация, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Истец направила в судебное заседание своего представителя. От ответчика поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Администрации. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, приходит к следующему.
С целью защиты прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 г, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, а также определения государственной политики в области социальной поддержки указанных граждан, был принят Закон РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст.7 Закона N 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся в том числе: граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п.6); граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (п.9); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п.11).
В соответствии с ч.2 ст.22 Закона N 1244-1 гражданам, переселившимся после 30.06.1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно ст. 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в п.6 ч.1 ст.13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с ч.11 ст.24 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 гражданам, указанным, в том числе в п.6 ч.1 ст.13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством РФ, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фоменко (ранее- Якина, Терешкова) Е.А, родилась в "адрес", "дата" (л.д. 20).
Согласно справке администрации Красногорского района Брянской области от "дата", Фоменко (Якина) Е.А. в период с 26.04.1988 г. по 13.07.1989 г. была зарегистрирована в "адрес", проживание явилось постоянным (л.д. 83).
"адрес" в соответствии с перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.1991 г. N 237-р, относился к зоне проживания с правом отселения в период с 26.04.1986 г. по 31.01.1998 г, а в дальнейшем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. N 1074, данный населенный пункт с 01.02.1998 г. относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
08.05.2019 г. истец обратилась в Администрацию с заявлением о выдаче удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 18).
Из представленной в материал дела архивной справки о регистрации следует, что в период с 18.11.1988 г. по 18.11.1989 г. Т. (мать истца), а также Фоменко (Якина, Терешкова) Е.Н. в период с 18.11.1988 г. по 27.10.1989 г. были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес" (л.д. 85-87).
Администрация отказала Фоменко Е.А. в выдаче удостоверения, указав, что в зоне радиоактивного загрязнения после 30.06.1986 г. истец находилась в общей сложности 1 год и 3 месяца, учитывая, что истец добровольно переселилась на новое место жительство, в связи с чем удостоверение может быть выдано при условии подтверждения органом Пенсионного фонда РФ права выхода истца на пенсию по основаниям, связанных с проживанием в зоне проживания с правом на отселение, в соответствии с действующим законодательством (л.д. 19).
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи истцу удостоверения единого образца о праве на льготы лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку рождение истца в 1988 г. и проживание на территории зоны проживания с правом на отселение влечет за собой право на приобретение статуса гражданина, переселившегося на постоянное место жительство в зону проживания с правом на отселение после 30.06.1986 г. и впоследствии выехавших из указанной зоны на новое место жительство. В связи с чем, право на получение мер социальной поддержки Фоменко Е.А. не имеет, поскольку не соблюдено условие получения права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемого исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ.
Устанавливая в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" систему мер социальной защиты граждан, пострадавших от данной катастрофы, законодатель предусмотрел их дифференциацию в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу таких граждан, а также с учетом степени риска, обусловленного радиационным воздействием на население в связи с проживанием и работой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы. В этих целях в ст.13 названного Закона был закреплен перечень категорий граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и в связи с этим имеющих право на меры социальной защиты, а в его ст. 14 - 22 для каждой из таких категорий граждан предусмотрены возмещение вреда и меры социальной поддержки с определением в ряде случаев условий их предоставления (Определение Конституционного суда РФ от 24.04.2018 г. N 961-О).
Судом первой инстанции было установлено, что истец была рождена через два года после аварии на ЧАЭС и не находилась на территории зоны отселения.
Так, из представленных в материалы дела архивных справок следует, что мать истца осуществляла трудовую деятельность в "адрес" в 1988 г, и ей в связи с трудовыми отношениями совместно с членом ее семьи - дочерью Фоминой (Якиной, Терешковой) Е.А. было выдано служебное жилье, расположенное по адресу: "адрес". Указанные обстоятельства стороной истца не оспаривались.
Таким образом, выводы суда о том, что истец не пострадала в равной мере с гражданами, которые на момент аварии проживали на указанных территориях и подверглись максимальному воздействию радиации, а поэтому она не подпадает под категорию граждан, указанных в п.6 ч.1 ст.13 Закона N 1244-1, судебная коллегия признает обоснованными, а доводы апелляционной жалобы об обратном не подлежащими удовлетворению.
Так, граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону отселения после 30.06.1986 г. и впоследствии добровольно выехавших из указанной зоны на новое место жительства не выделены положениями Закона N 1244-1 в отдельную категорию лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы. С момента переезда в зону отселения для постоянного проживания они относятся к категории, предусмотренной п.9 ч.1 ст.13 указанного Закона, а именно к гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Возмещение вреда и меры социальной поддержки в период проживания в этой зоне предоставляются им на основании ст.20 Закона N 1244-1. Выезжая из названной зоны на новое место жительства, они приобретают право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных его ст.17 для лиц, переселенных (переселяемых) из зоны отселения.
При этом, как следует из ч.2 ст.22 Закона N 1244-1, такие граждане приобретают право на меры социальной поддержки, установленные для лиц, переселенных (переселяемых) из зоны отселения, лишь при условии получения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Таким образом, связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст.17 N 1244-1, гражданам, которые переселились после 30.06.1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 06 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фоменко Е. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.