Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Козловой Н.И.
Сальниковой В.Ю.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 сентября 2021 года гражданское дело N 2-3236/2020 по апелляционной жалобе Юрчука О. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 года по иску Юрчука О. В. к Отделу социальной защиты населения Выборгского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании признать право на присвоение звания "Ветеран труда" и выдать удостоверение "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, объяснения представителя истца - Сергеева Д.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя третьего лица - Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - Циунель М.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Юрчук О.В. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - ОСЗН Выборгского района Санкт-Петербурга), в котором просил признать незаконным отказ ОСЗН Выборгского района Санкт - Петербурга в присвоении истцу звания "Ветеран труда"; обязать ОСЗН Выборгского района Санкт - Петербурга признать за истцом право на присвоение звания "Ветеран труда" и выдать удостоверение "Ветеран труда" установленного образца.
В обоснование заявленных требований указал, что с "дата" по "дата" проходил службу в Северо-Западном таможенном управлении. В 2009 г. истец награжден ФТС РФ медалью "За службу в таможенных органах" III степени, в 2014 г. награжден этим же органом медалью "За службу в таможенных органах II степени, в 2018 г. награжден этим же органом медалью "За службу в таможенных органах I степени. Поскольку истец награжден указанными медалями ФТС РФ, которые являются ведомственными знаками отличия в труде и имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, у истца имеются основания для присвоения Правительством Санкт-Петербурга звания "Ветеран труда". 16.10.2018 г. ответчиком было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", в связи с тем, что в Положении о медали ФТС России нет указания на принадлежность медали "За службу в таможенных органах" к ведомственным наградам Федеральной Таможенной службы. Указанный отказ истец полагает незаконным.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 17.11.2020 г. в удовлетворении исковых требований Юрчука О.В. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Юрчук О.В. выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований полагает незаконными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - Сергеев Д.В, действующий на основании доверенности, на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объеме, представитель третьего лица - Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - Циунель М.А, действующая на основании доверенности, решение суда полагала законным и обоснованным.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Юрчук О.В, ответчик не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств невозможности явки в судебное заседание не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не направляли, в связи с чем, судебная коллегия на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны труда.
В силу ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента РФ или удостоенные благодарности Президента РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с ч.1.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством РФ, а порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 г. N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и о награждении указанными знаками отличия, которое предусматривает, что федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, не вправе учреждать знаки отличия (п.1); знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (п.2); федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, при этом вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (п.3).
Кроме того, в силу ч.4 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2, 3.1 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 09.10.2006 г. N 447-70 звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства при условии постановки их на учет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин), учитываемый для назначения пенсии, или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с п.9.2.6 Положения о Федеральной таможенной службе (ФТС России), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 г. N 809, руководитель ФТС представляет Министру финансов РФ предложения о представлении к награждению государственными наградами РФ, Почетной грамотой Президента РФ, Почетной грамотой Правительства РФ, присвоению почетных званий, к поощрению в виде объявления благодарности Президента РФ, объявления благодарности Правительства РФ, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства финансов РФ, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", должностных лиц и работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов, представительств (представителей) Службы в иностранных государствах, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
Согласно ч. 1, 4 ст.28 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться поощрения, в том числе: награждение Почетной грамотой Федеральной таможенной службы; награждение нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы.
Положение о нагрудных знаках и медалях Федеральной таможенной службы и Положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.
Положения о наградах и Почетной грамоте ФТС России и Положения о нагрудных знаках и медалях ФТС России утверждены Приказом ФТС России от 01.10.2004 г. N 97 в целях совершенствования системы поощрения должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации, которым учреждена, в том числе медаль "За службу в таможенных органах" трех степеней, решение о награждении которой принимает руководитель ФТС России, что оформляется Приказом ФТС России.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, Юрчук О.В. в период с "дата" по "дата" проходил службу в Северо-Западном таможенном управлении, стаж службы в таможенных органах на день выхода на пенсию по выслуге лет составил 21 год, в льготном исчислении 22 года 0 месяцев 27 дней (л.д. 16- 30).
В 2009 г. истец награжден ФТС РФ медалью "За службу в таможенных органах" III степени, в 2014 г. награжден этим же органом медалью "За службу в таможенных органах II степени, в 2018 г. награжден этим же органом медалью "За службу в таможенных органах" I степени.
16.10.2018 г. ответчиком было отказано в присвоении истцу звания "Ветеран труда", в связи с тем, что в Положении о медали ФТС России нет указания на принадлежность медали "За службу в таможенных органах" к ведомственным наградам Федеральной Таможенной службы.
С учетом установленных по делу обстоятельств, на основании совокупности собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями вышеуказанных Федеральных законов, нормативно-правовых актов, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных нормативными актами для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку медали ФТС России, которыми награжден истец не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда и признание государством в лице соответствующих должностных лиц и органов власти особых заслуг лиц, в том числе работающих в таможенных органах.
Таким образом, действующее законодательство различает меры стимулирования и поощрения работников (служащих) за выполнение работы или прохождение службы и ведомственные знаки отличия в труде, которые и являются основанием для присвоения звания ветерана труда в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В соответствии с Положением о медали ФТС России "За службу в таможенных органах", утвержденному приказом ФТС России от 01.10.2004 г. N 97, медалью "За службу в таможенных органах" награждаются должностные лица таможенных органов РФ за безупречную службу и прослужившие в таможенных органах 10, 15, 20 лет.
При этом, Положение о медали ФТС России, указания на принадлежность медали "За службу в таможенных органах" к ведомственным наградам ФТС - не содержит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не дал должной правовой оценки имеющимся в материалах дела доказательствам нельзя признать состоятельными, поскольку согласно положениям ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В своей апелляционной жалобе истец приводит перечисление норм закона. Однако какого-либо вывода, применительно к нормам действующего законодательства, об обоснованности заявленных исковых требований, жалоба не содержит, указаний на обстоятельства, не учтенные судом первой инстанции не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы дублируют позицию ответчика, высказанную в суде первой инстанции, по существу не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юрчука О. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.