Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Ильичёвой Е.В.
при секретаре
В.Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2а-3970/2021 по апелляционной жалобе Ф.Е.А. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 27 апреля 2021 года по административному иску Ф.Е.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Т.А.К, к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения заинтересованного лица М.В.Л, действующего также в качестве представителя административного истца Ф.Е.А. (по доверенности), представителя административного ответчика администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - М.Т.А. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Ф.Е.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Т.А.К, обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об отказе истцу и её несовершеннолетней дочери в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в качестве членов семьи собственника жилого помещения, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Ф.Е.А. просила суд возложить на администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга обязанность включить её и несовершеннолетнюю Т.А.К. в учётное дело N.., открытое по заявлению её супруга - М.В.Л.
В обоснование административного иска Ф.Е.А. ссылалась на то обстоятельство, что "дата" направила в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга заявление о включении её и несовершеннолетней дочери Т.А.К. в учетное дело N... в качестве членов семьи собственника помещения М.В.Л, обеспеченного общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, однако, письмом заместителя главы названной районной администрации Б.М.Н. от "дата" ей сообщено об отказе в предоставлении запрашиваемой государственной услуги.
По мнению Ф.Е.А, в письме заместитель главы администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Б.М.Н. сослался на нормы права, не подлежавшие применению при рассмотрении заявления истца; кроме того, как указывала Ф.Е.А, в данном письме не содержится указания на обстоятельства, которые в силу статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 27 апреля 2021 года, в удовлетворении административного иска Ф.Е.А. отказано.
В апелляционной жалобе Ф.Е.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушение норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно справке, выданной "дата" Отделом вселения и регистрационного учёта, Ф.Е.А. с дочерью Т.А.К. с 13 "дата" зарегистрированы по месту жительства в трёхкомнатной коммунальной квартире "адрес" (л.д. 39).
Совместно с истцом зарегистрированы также её супруг - М.В.Л. и его сын - М.Г.В.
Семья истца занимает в квартире одну комнату жилой площадью - 10, 70 - л.д. 39.
Указанная квартира на праве общей долевой собственности принадлежит Ф.Е.А. (1/36 доли), её супругу М.В.Л. (4/36 доли) и сыну супруга - М.Г.В. (5/36 доли), что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН (л.д. 35).
Как видно из справки, выданной жилищным отделом администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, М.В.Л. совместно с иными членами семьи (матерью - М.И.В, сыном - М.Г.В.) состоят на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставлении жилых помещений по договорам социального найма) с "дата", учётное дело N... (л.д. 38).
"дата" М.В.Л. обратился в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил включить в учётное дело члена его семьи - супругу Ф.Е.А. и её дочь - Т.А.К. (л.д. 41-42).
Решением жилищной комиссии администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от "дата" М.В.Л. отказано во включении в учётное дело N... его супруги Ф.Е.А. и её дочери - Т.А.К. (л.д. 33).
Письмом администрация Красносельского района Санкт-Петербурга от "дата" М.В.Л. уведомлен об отказе в предоставлении государственной услуги по включению в учётное дело нового члена семьи по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 1 статьи 54 ЖК Российской Федерации:
не представлены документы, удостоверяющие личность члена семьи, зарегистрированного совместно с истцом в квартире "адрес", а именно: сына М.В.Л. - М.Г.В.;
не представлены документы, подтверждающие проживание Ф.Е.А. в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет;
не представлены документы, содержащие сведения о месте жительства членов семьи за пятилетний период, предшествующий обращению с заявление о включении в учетное дело (л.д. 30-32).
Отказывая в удовлетворении административного иска Ф.Е.А, суд первой инстанции пришёл к выводу о законности отказа администрации Красносельского районного Санкт-Петербурга во включении в учетное дело истца и её дочери в качестве члена семьи М.В.Л, в связи с непредставлением предусмотренных законом документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с учётом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан).
Согласно части 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан, члены семьи, вселённые гражданином после принятия его на учет, включаются в учётное дело по заявлению гражданина только в случае, если они соответствуют требованиям пункта 2 статьи 1 названного Закона Санкт-Петербурга. Исключение составляют несовершеннолетние дети, вселённые к родителям.
Так, в силу пункта 2 статьи 1 Закон Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан необходимым условием для принятия гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях является его проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Право Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации, установить такое условие, вытекает из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данная норма позволяет субъекту Российской Федерации, при отсутствии урегулирования на федеральном уровне, осуществлять по предметам совместного ведения собственное правовое регулирование.
Жилищным кодексом Российской Федерации, нормы которого определяют в целом правовые основы предоставления жилого помещения по договору социального найма, вопрос о конкретном сроке постоянного проживания гражданина в субъекте Российской Федерации, как обязательном условии его постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях, не разрешён.
Следовательно, Санкт-Петербург, как субъект Российской Федерации, вправе урегулировать данный вопрос своим законом.
Возможность установления субъектом Российской Федерации срока проживания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р утверждён административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.6.1.1 Административного регламента предусмотрено, что для принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан) гражданином представляется, в том числе, документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет: справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляется не ГКУ Жилищные агентства; судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Таким образом, факт постоянного проживания гражданина на территории Санкт-Петербурга в общей сложности не менее 10-ти лет может быть подтверждён только соответствующими документами (справками), выданными органами регистрационного учёта, указанными в Правилах регистрации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, либо в судебном порядке.
Согласно отметкам в паспорте, Ф.Е.А. в период с "дата" по "дата" была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", а с "дата" по "дата" - по адресу: "адрес" (л.д. 52 оборот-53).
С "дата" Ф.Е.А. зарегистрирована по месту жительства в квартире "адрес" (л.д. 53).
Таким образом, представленные М.В.Л. в районную администрацию документы не подтверждали факт постоянного проживания Ф.Е.А. на территории Санкт-Петербурга в общей сложности не менее 10-ти лет, в связи с чем, у администрации Красносельского района Санкт-Петербурга имелись правовые основания для отказа во включении Ф.Е.А. и её дочери Т.А.К. в учётное дело М.В.Л, по указанному в оспариваемом решении основанию.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закон Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан, для принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган, в том числе, паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи.
Аналогичное требование установлено Административным регламентом предоставления государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденным Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2017 N 536-р.
Так, согласно пункту 2.6.1.4 Административного регламента в случае включения в учетное дело несовершеннолетних детей, вселенных к родителям, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявителем предоставляется:
заявление о включении в учетное дело новых членов семьи согласно приложению N 3 к данному Административному регламенту;
документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении (для несовершеннолетних).
При этом, как указано в примечании к данному пункту Административного регламента, члены семьи в настоящем пункте определяются в соответствии с семейным и жилищным законодательством Российской Федерации.
В нарушение приведенных выше требований закона, к заявлению М.В.Л. о включении истца и её дочери в учетное дело не была приложена копия документа, удостоверяющего личность сына М.В.Л. - М.Г.В, зарегистрированного по месту жительства в квартире "адрес".
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Суд первой инстанции в постановленном по делу решении обоснованно пришел к выводу, что отсутствие в числе представленных в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга документов сведений о ее месте жительства за последние пять лет, предшествующие обращению к ответчику с заявлением о включении в учетное дело, приводит к невозможности установления размера жилищной обеспеченности до регистрации административного истца и её дочери по месту жительства в в квартире "адрес" и как следствие, невозможности установления наличия или отсутствия действий со стороны Ф.Е.А, повлекших ухудшение жилищных условий.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Ф.Е.А, нарушений норм процессуального законодательства, выразившихся в уклонении от проведения обязательной стадии процесса - подготовки дела к судебному разбирательству, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 133 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий.
На подготовку административного дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии административного искового заявления к производству суда (часть 2 статьи 133 КАС Российской Федерации).
При подготовке административного дела к судебному разбирательству судья вправе, но не обязан провести предварительное судебное заседание. Такое заседание может быть назначено при возникновении необходимости уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; определения достаточности доказательств по административному делу; выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением; процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству; выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства (пункт 11 части 3 статьи 135, часть 1 статьи 138 КАС Российской Федерации).
"дата" судьей Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, в соблюдение требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вынесено определение о принятии административного иска к производству суда, проведении досудебной подготовки и назначении судебного заседания.
В указанном определении распределено бремя доказывания, в частности, на административного ответчика возложена обязанность представить в суд учетное дело N.., а также все документы по обращению от "дата" N... ; административное дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на "дата" в 10 часов 30 минут (л.д. 18-19).
При таких обстоятельствах, нарушений процессуального законодательства при досудебной подготовке дела к судебному разбирательству в действиях суда первой инстанции не усматривается.
Не может служить основанием к отмене решения суда и отсутствие по делу предварительного судебного заседания, поскольку в силу пункта 11 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации только суду принадлежит право разрешения вопроса о необходимости проведения предварительного судебного заседания, которое, исходя из целей его проведения, предусмотренных частью 1 статьи 138 названного Кодекса, не является обязательным.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 27 апреля 2021 года по административному делу N 2а-3970/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.Е.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.