Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Носковой Н.В.
при секретаре
К.М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-6075/2020 по апелляционной жалобе Б.А. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 28 октября 2020 года по административному иску Б.А. к администрации Калининского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения административного истца Б.А, судебная коллегия
установила:
Б.А. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение администрации Калининского района Санкт-Петербурга об отказе в принятии истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истец просил возложить на администрацию Калининского района Санкт-Петербурга обязанность признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и принять на указанный вид учёта.
В обоснование административного иска Б.А. ссылался на то обстоятельство, что обратился в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако решением названной районной администрации в принятии на учёт было отказано с указанием на то, что истцом не представлены сведения, подтверждающие регистрацию по месту жительства в городе Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, а имеющаяся у Б.А. льгота - инвалид "... ", не является самостоятельным основанием для принятия истца на данный вид учёта.
По мнению истца, указанные районной администрацией обстоятельства не могут являться основанием для отказа ему в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку на территории Санкт-Петербурга, как указал Б.А, он проживает 11 лет, имеет "... " инвалидности, в связи с чем, вправе рассчитывать на обеспечение жилым помещением государственного жилищного фонда.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 28 октября 2020 года, в удовлетворении административного иска Б.А. отказано, в том числе, по причине пропуска истцом срока на обращение в суд.
В апелляционной жалобе Б.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
Представитель административного ответчика в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
"дата" в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга из Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга поступило заявление Б.А. о принятии его на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 118-119, 120-124).
В заявлении Б.А. указал, что является инвалидом "... "; проживает в г. Санкт-Петербурге 11 лет; зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес"; в собственности жилого помещения не имеет, в связи с чем, полагает, что имеет право быть поставленным на указанный вид учета, а также на получение жилого помещения в бессрочное пользование, пригодного для проживания инвалида.
Письмом администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" N... Б.А. уведомлен об отказе в принятии его на указанный вид учёта с указанием на то, что истцом не представлены сведения, подтверждающие регистрацию по месту жительства (прописку) в г. Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, а имеющаяся у Б.А. льгота - инвалид "... ", не является самостоятельным основанием для принятия истца на учет нуждающихся (л.д. 115).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришёл к выводу о том, что представленные истцом доказательства в своей совокупности не подтверждают его доводов о проживании в г. Санкт-Петербург в общей сложности не менее 10-ти лет.
Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске истцом установленного законом срока на обращение в суд.
Данные выводы суда первой инстанции следует признать правильными.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы (пункт 2 части 1).
Отношения, связанные с учётом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан).
Согласно части 2 статьи 1 названного выше Закона Санкт-Петербурга, на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определённого места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а также признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 этого же Закона Санкт-Петербурга.
Порядок принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен статьёй 7 указанного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан, для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган, в том числе, документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет; документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи.
Аналогичное требование установлено в пункте 2.6.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденным Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2017 N 536-р.
Согласно названному пункту Административного регламента, документами, подтверждающими проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являются: справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляется не ГКУ Жилищные агентства; судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Таким образом, факт постоянного проживания гражданина на территории Санкт-Петербурга в общей сложности не менее 10-ти лет может быть подтверждён только соответствующими документами (справками), выданными органами регистрационного учёта, указанными в Правилах регистрации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, либо в судебном порядке.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона Российской Федерации и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, определено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Согласно пункту 12 указанных Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
Согласно отметке в паспорте, Б.А. с "дата" зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" (л.д. 37, 69).
По адресу фактического проживания "адрес"), указанному в заявлении о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, Б.А. не зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания, что подтверждается справкой о регистрации (Форма 9) от "дата" (л.д. 72).
Таким образом, представленные Б.А. в районную администрацию документы не подтверждали факт проживания истца на территории Санкт-Петербурга не менее 10-ти лет, в связи с чем, у администрации Калининского района Санкт-Петербурга имелись правовые основания для отказа Б.А. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Кроме того, жилищные комиссии администраций административных районов Санкт-Петербурга, при рассмотрении заявлений граждан о принятии на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма исследуют только документы, предоставляемые гражданами в соответствии со статьёй 7 Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан, в том числе, выдаваемые органами регистрационного учёта граждан по месту пребывания или по месту жительства или судами общей юрисдикции, и делают выводы об изменении места жительства и жилищных условий (уровня обеспечения общей площадью жилого помещения) граждан на основании указанных документов.
Администрации районов не наделены полномочиями устанавливать факт постоянного проживания гражданина в том или ином жилом помещении в отсутствие регистрационного учёта по месту жительства в таких помещениях, основываясь на документах, выдаваемых медицинскими учреждениями, в связи с чем, судом первой инстанции, при рассмотрении вопроса о законности отказа администрации Калининского района Санкт-Петербурга в принятии Б.А. на учёт, обоснованно не приняты во внимание справка Санкт-Петербургского ГБУ " "... "" о том, что истец получает "... " помощь в амбулаторных условиях в данной медицинской организации с "дата" по настоящее время.
Установление факта, имеющего для гражданина юридическое значение, возможно в порядке гражданского судопроизводства, но не при рассмотрении спора, связанного с оспариванием гражданином решения органа исполнительной власти.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает и подлежит применению в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, если иной порядок предоставления жилых помещений не установлен Федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, указанным в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является соблюдение общего правила, предусмотренного Законом Санкт-Петербурга о порядке ведения учета граждан - проживание в Санкт-Петербурге не менее 10 лет.
С учетом приведённых выше правовых норм, то обстоятельство, что Б.А. является инвалидом "... ", само по себе не является самостоятельным основанием для принятия истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку право истца на постановку на учёт возникает только при совокупности обстоятельств, приведённых в Жилищном кодексе Российской Федерации и Законе Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", а также в статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Следует согласиться также и с выводом суда первой инстанции о том, что административным истцом пропущен срок, установленный законом для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом, согласно части 11 статьи 226 КАС Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 21.12.2006 N 576-О указано, что установление в законе общего срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статьи 195 - 196 ГК РФ), обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК Российской Федерации). В этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна.
Аналогичное пункту 2 статьи 199 ГК Российской Федерации законоположение приведено в части 8 статьи 219 и части 5 статьи 138 КАС Российской Федерации, когда суд без исследования иных обстоятельств по делу, кроме причин пропуска срока, вправе отказать в удовлетворения иска.
Таким образом, с учётом приведённой выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае, когда установленный законом срок на обращение в суд пропущен административным истцом без уважительных причин, принудительная (судебная) защита прав истца, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, также невозможна.
В административном иске Б.А. не указывает дату принятия оспариваемого решения администрации Калининского района Санкт-Петербурга, однако к данному иску приложена копия письма названной районной администрации от "дата" N... об отказе в принятии Б.А. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 4, 34).
В суд настоящий административный иск Б.А. направил посредством почтовой связи только 07 августа 2020 года (л.д. 43), то есть со значительным пропуском установленного законом срока на обращение в суд.
В силу части 1 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
В силу части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
То обстоятельство, что к административному иску приложено заявление Б.А. о постановке его на указанный вид учета, направленное в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга, не свидетельствует о соблюдении истцом срока обращения в суд, поскольку ответ на данное заявление истца дан названной районной администрацией только "дата", то есть после направления Б.А. административного иска в суд.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не представлено, срок на обращение в суд пропущен значительно, следует прийти к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно применил приведённые выше нормы процессуального закона и принял решение об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 28 октября 2020 года по административному делу N 2а-6075/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.