Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И, судей Карсаковой Н.Г, Носковой Н.В, при секретаре Шибановой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 25 октября 2021 года административное дело N2а-4862/2021 по апелляционной жалобе Борщева Дмитрия Юрьевича на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 26 мая 2021 года по административному исковому заявлению Борщева Дмитрия Юрьевича к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Светлановское", Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" об оспаривании решения, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Борщев Д.Ю. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ "Светлановское", ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга", в котором просил признать незаконным и отменить заключение административного ответчика от 26 ноября 2020 года о признании административного истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать административного ответчика вынести решение о зачислении административного истца в запас в соответствии с абзаца 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое решение призывной комиссии является незаконным, поскольку от службы в армии он не уклонялся, зачисление его в запас в связи с достижением предельного возраста, как не прошедшего военную службу без законных оснований с выдачей справки взамен военного билета является неправомерным и нарушает его права.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 26 мая 2021 года, в удовлетворении требований Борщева Д.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Борщев Д.Ю. просит решение суда отменить, принять новое решение, удовлетворить требования истца в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы Борщев Д.Ю. указал, что при вынесении решения судом не правильно установлены обстоятельства данного дела, не правильно применены нормы материального и процессуального права. В юридически значимый период Борщев Д.Ю. страдал заболеванием "... ", "... ", данное заболевание соответствует пункту "в" статьи 66 Расписания болезней и дает основание для признания гражданина ограниченно годным к военной службе (категория годности "В"). Кроме того, являлся по повесткам на все мероприятия связанные с призывом, обжаловал не законно вынесенные решения в суде и вышестоящей призывной комиссии.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Борщев Д.Ю. не явился, извещен заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
Представители административных ответчиков: призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Светлановское", Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Административный истец Борщев Д.Ю, "дата" года рождения, с 08 февраля 2010 года состоит на учете в Военном комиссариате Выборгского района Санкт-Петербурга.
Из копии личного дела призывника Борщева Д.Ю. следует, что решением призывной комиссии от 18 мая 2011 года ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, на основании статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 01 июля 2014 года, а впоследствии - решением от 14 октября 2014 года предоставлена отсрочка до 26 августа 2016 года (л.д. 70).
В период осеннего призыва 2016 года административный истец проходил медицинское освидетельствование в Военном комиссариате Выборгского района Санкт-Петербурга, по результатам которого ему была выставлена категория годности к военной службе "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением. Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июля 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-петербургского городского суда от 29 января 2018 года, в удовлетворении административного искового заявления Борщева Д.Ю. к призывной комиссии МО "Светлановское", ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга", отказано.
В связи с обращением призывника с административным иском в суд, решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ "Светлановское" от 13 ноября 2016 года было отменено призывной комиссией Санкт-Петербурга как нереализованное.
В период весеннего призыва 2018 года Борщев Д.Ю. проходил медицинское освидетельствование в отделе Военного комиссариата Выборгского района Санкт-Петербурга, в связи с необходимостью проведения дополнительного обследования ему было выдано направление от 11 мая 2018 года. Вместе с тем дополнительное обследование в период весеннего призыва 2018 года административный истец не прошел.
В период осеннего призыва 2018 года административный истец прошел дополнительное обследование по направлению призывной комиссии от 24 октября 2018 года и административному истцу, на основе исследования представленных медицинских документов, была установлена категория годности к военной службе "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Призывная комиссия вынесла решение о призыве Борщева Д.Ю. на военную службу, оформленного протоколом N11-1/84 от 06 ноября 2018 года, которое было отменено призывной комиссией Санкт-Петербурга от 29 декабря 2018 года как нереализованное.
Борщев Д.Ю. подавал жалобу в призывную комиссию Санкт-Петербурга о несогласии с решением призывной комиссии от 06 ноября 2018 года и заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, однако, для прохождения контрольного медицинского освидетельствования не явился.
В осенний призыв 2020 года Борщев Д.Ю. обратился в Военный комиссариат Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче ему военного билета в связи с достижением 27-летнего возраста.
Решением призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ "Светлановское" Борщев Д.Ю. зачислен в запас на основании пункта 1 абзаца 8 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении 27 лет.
Отказывая в удовлетворении административного иска Борщева Д.Ю, суд первой инстанции исходил из того, что в периоды весеннего и осеннего призывов 2019 года Военным комиссариатом Выборгского района Санкт-Петербурга предпринимались попытки извещения призывника о проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в адрес места жительства административного истца направлялись повестки, от получения которых Борщев Д.Ю. уклонился, зная о том, что он подлежит призыву на военную службу, административный истец не прошел военную службу, не имея на то законных оснований.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Согласно статье 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Доказательств направления военным комиссариатом по Выборгскому району Санкт-Петербурга повесток о вызове Борщева Д.Ю. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период весеннего и осеннего призыва 2019 года, материалы дела не содержат.
Из представленных административным ответчиком в качестве доказательств, подтверждающих порядок оповещения призывника повесток на 23 апреля 2019 года, 30 января 2019 года на 22 октября 2019 года, на 10 сентября 2019 года, следует, что административный истец оповещен о явке в военный комиссариат Выборгского района Санкт-Петербурга для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним, по почте, однако доказательств направления вышеуказанных повесток по месту жительства или нахождения Борщева Д.Ю. материалы дела не содержат (л.д. 129, 130).
Согласно пункту 54 "Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2018)", утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что поскольку материалы дела не содержат доказательств, указывающих, что в период весеннего и осеннего призыва 2019 года Борщев Д.Ю. каким-либо образом уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу, равно как и сведений о том, что военный комиссариат в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, обращался в соответствующие органы внутренних дел в целях установления местонахождения гражданина и обеспечении его прибытия на призывные мероприятия, требования административного иска подлежат удовлетворению.
Поскольку из материалов дела следует, что Борщев Д.Ю. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, доказательств обратного административным ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено, то решение суда первой инстанции, как не соответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 22 апреля 2021 года по административному делу N2а-4862/2021, отменить, апелляционную жалобу Борщева Дмитрия Юрьевича - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Светлановское" принятое в отношении Борщева Дмитрия Юрьевича, "дата" года рождения, о зачислении в запас на основании абзаца 8 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований (протокол N17/2/112 от 26 ноября 2020 года).
Обязать призывную комиссию, осуществляющую призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Светлановское" принять решение о зачислении в запас Борщева Дмитрия Юрьевича, "дата" года рождения, на основании абзаца 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", как лица не подлежащего призыву по достижении возраста 27 лет.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.