Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника Ганиджоновой Муаззам Исмоилджоновны Стрепетова А.С. на вступившие в законную силу постановление судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 5 апреля 2021 г. и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 25 мая 2021 г., вынесенные в отношении Ганиджоновой Муаззам Исмоилджоновны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 5 апреля 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 25 мая 2021 г, Ганиджонова М.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
До исполнения постановления Ганиджонова М.И. помещена в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Ганиджоновой М.И. Стрепетов А.С. ставит вопрос об изменении судебных актов посредством замены вида административного выдворения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона, законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Документом, содержащим сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащим для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, является миграционная карта. В соответствии со статьей 10 вышеуказанного Федерального закона, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Из представленных материалов дела следует, что Ганиджонова М.И, являясь гражданкой Республики Узбекистан, допустила нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившееся в пребывании на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание в России, в частности, паспорта иностранного гражданина и миграционной карты, что выявлено сотрудниками 52 отдела полиции 1 апреля 2021 г, в 15 часов 20 минут, по адресу: Санкт-Петербург, Заневский пр, у дома 28, корпус 2.
Указанные обстоятельства доводами жалобы не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное Ганиджоновой М.И. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении Ганиджоновой М.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Порядок и срок давности привлечения Ганиджоновой М.И. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Ганиджоновой М.И. в пределах санкции, предусмотренной частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и общественной опасности совершенного ею правонарушения, данных о ее личности. Вывод судьи о необходимости назначения Ганиджоновой М.И. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации с учетом ее личности, характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, является обоснованным и не противоречит принципу соблюдения баланса публичных и частных интересов.
Вместе с тем, частью 1 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Содержание в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность самовольного оставления их, применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или решения должностного лица пограничного органа в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства по административным правонарушениям в области защиты Государственной границы Российской Федерации.
Из постановления судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга следует, что основанием для назначения Ганиджоновой М.И. дополнительного административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации явилось установление наличия в действиях последней состава вменяемого административного правонарушения, выразившегося в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации, в том числе паспорта иностранного гражданина, позволяющего исполнить постановление иностранным гражданином самостоятельно.
Между тем, к рассматриваемой жалобе защитником Ганиджоновой М.И. представлены надлежащим образом заверенные копии паспорта иностранного гражданина, миграционной карты, свидетельствующие о возможности применения в отношении последней дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, то есть основания назначения принудительного выдворения из России на момент рассмотрения жалобы в Третьем кассационном суде общей юрисдикции отпали.
Учитывая вышеизложенное, постановление судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 5 апреля 2021 г. и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 25 мая 2021 г. подлежат изменению посредством назначения Ганиджоновой М.И. административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу защитника Ганиджоновой Муаззам Исмоилджоновны Стрепетова А.С. удовлетворить.
Постановление судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 5 апреля 2021 г. и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 25 мая 2021 г, вынесенные в отношении Ганиджоновой Муаззам Исмоилджоновны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Назначить Ганиджоновой Муаззам Исмоилджоновне административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации
Ганиджонову Муаззам Исмоилджоновну, N г.р, из Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с местом дислокации: Санкт-Петербург, г.Красное Село, Кингисеппское шоссе, д.51, литер А, Б - освободить.
В остальной части постановление судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 5 апреля 2021 г. и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 25 мая 2021 г. оставить без изменения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.