Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу председателя контрольно-счетной палаты города Череповца Ивахненко С.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 14 от 08 февраля 2021 года и решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 марта 2021 года, вынесенные в отношении директора муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6" (далее - МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6") Ожигиной С.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 14 от 08 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 марта 2021 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ожигиной С.П. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, председатель контрольно-счетной палаты города Череповца Ивахненко С.С. выражает несогласие с названными судебными актами, просит их отменить с направлением дела на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Ожигина С.П, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанные выше акты, в установленный срок возражений не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 17 декабря 2020 года в отношении директора МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" Ожигиной С.П. возбуждено дело об административном правонарушении в связи с тем, что она в срок до 1 декабря 2020 не выполнила пункт 6 представления контрольно-счетной палаты города Череповца от 13 марта 2020 года N 01-12/11 (далее - Представление) о возврате в бюджет средств субсидии на финансирование обеспечения выполнения муниципального задания на оказание услуг в размере 37363, 67 рублей, израсходованных МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" в 2019 году не по целевому назначению.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья исходил из того, что МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" нецелевое расходование бюджетных средств не допущено, поскольку Представление противоречит статье 2 Федерального закона от 03.11.2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", так как орган муниципального финансового контроля фактически произвел перераспределение денежных средств, находящихся в самостоятельном распоряжении учреждения. Кроме этого, выявленное в ходе проверки Контрольно-счетной палатой города Череповца нарушение при оплате кредиторской задолженности в январе 2019 года за предоставление льготного питания за декабрь 2018 года носит формальный характер и причиной его явилось ненадлежащая проработка муниципальных правовых актов о предоставлении субсидий автономным учреждениям, соглашений о предоставлении субсидий на выполнение муниципального задания на оказание услуг по предоставлению льготного питания. Предоставление льготного питания обучающимся осуществляется учреждением по 30 декабря текущего финансового года включительно, поэтому приемка и оплата не оказанных услуг до завершения финансового года невозможна, в связи с чем, образуется переходящая кредиторская задолженность на следующий финансовый год. Исходя из практики расчетов через органы федерального казначейства, прием платежных документов от распорядителей бюджетных средств завершается им в начале 20-х чисел декабря месяца.
Судья районного суда согласился с мотивами прекращения производства по делу об административном правонарушении, указанными в постановлении мирового судьи, дополнительно указав, что Ожигина С.П. не является субъектом административного правонарушения, поскольку кредиторская задолженность за 2018 год была погашена в январе 2019 года, а она на должность руководителя учреждения назначена в августе 2019 года.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статьям 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Однако указанные требования закона в ходе рассмотрения настоящего дела выполнены не были.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств влечет их бесспорное взыскание.
Согласно части 8 статьи 2 Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (часть 9 статьи 2 Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Согласно имеющемуся в материалах дела Представлению, в январе 2019 года учреждением произведено погашение кредиторской задолженности за оказанные в декабре 2018 года услуги по предоставлению льготного питания в полном объеме, в том числе за счет остатка средств, выделенных на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в 2018 году, и за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2019 год, а именно:
- за счет остатка Субсидии за 2018 год в размере 33996, 33 рублей (средства областного и городского бюджетов), за счет средств субсидии на 2019 год - в размере 37363, 67 рублей (средства областного бюджета).
Исходя из Представления, в отношении Ожигиной С.П. возбуждено дело об административном правонарушении не в связи с тем, что оплата за оказанные Учреждению в 2018 году услуги фактически была произведена в 2019 году, а за использование для оплаты данных услуг бюджетных средств, предоставленных для оплаты услуг, оказанных в 2019 году. Данному обстоятельству судебными инстанциями не дана надлежащая оценка.
Указанный в судебных актах довод о том, что в нарушение частей 8 и 9 статьи 2 Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" орган муниципального финансового контроля фактически произвел перераспределение денежных средств, находящихся в самостоятельном распоряжении учреждения, не мотивирован, поскольку в Представлении не указано что-либо о том, каким образом Учреждение должно распоряжаться самостоятельно получаемыми доходами от своей деятельности.
Нельзя согласиться с выводом судьи районного суда о том, что вследствие назначения Ожигиной С.П. на должность руководителя Учреждения в августе 2019 года после имевшей место в январе 2019 года оплаты за оказанные в декабре 2018 года услуги она не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку дело об административном правонарушении возбуждено не за нецелевое использование бюджетных средств, а за невыполнение в срок до 1 декабря 2020 года Предписания, направленного в ее адрес в марте 2020 года.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса является основанием для отмены постановления мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 14 от 08 февраля 2021 года и решения судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 марта 2021 года, вынесенных в отношении директора МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" Ожигиной С.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и возвращения дела на новое рассмотрение мировому судье Вологодской области по судебному участку N 14.
На день рассмотрения жалобы председателя контрольно-счетной палаты города Череповца Ивахненко С.С. на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 14 от 08 февраля 2021 года и решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 марта 2021 года установленный частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 14 от 08 февраля 2021 года и решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 марта 2021 года, вынесенные в отношении директора муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6" Ожигиной С.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на новое рассмотрение мировому судье Вологодской области по судебному участку N 14.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.