Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Жидковой О.В, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самусев С.В. на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 25 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 26 мая 2021 года по административному делу N 2а-11-47/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N1 по Новгородской области к Самусев С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Новгородской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Самусеву С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017-2018 годы в размере 6745 руб. и пени за 2018 год - февраль 2020 года в размере 115 руб. 83 коп.
В обоснование иска Инспекция указала, что Самусев С.В. в 2017 году имел в собственности автомобиль Фольксваген Пассат с государственным регистрационным знаком N; в 2018 году - Фольксваген Пассат с государственным регистрационным знаком N, автомобиль Ссанг енг АСТУСЖ с государственным регистрационным знаком N, связи с чем в соответствии с действующим налоговым законодательством является плательщиком транспортного налога.
Инспекцией в адрес Самусева С.В. направлялись налоговые уведомления N45889539 от 30.09.2018 года и N18062776 от 15.08.2019 года, где указывалось на необходимость уплатить транспортный налог, затем в адрес Самусева С.В. направлялись требования от 04.07.2019 года N29644, от 17.02.2020 года N9416 об уплате транспортного налога за 2017, 2018 годы. Вынесенный мировым судьей судебного участка N 16 Окуловского судебного района Новгородской области судебный приказ о взыскании с Самусева С.В. задолженности в указанном выше размере отменен определением того же мирового судьи от 25 августа 2020 года в связи с поступившими от Самусева С.В. возражениями относительно его исполнения. До настоящего времени задолженность по транспортному налогу в размере 6745 руб. и пени в размере 115 руб. 83 коп не оплачены.
Решением Окуловского районного суда Новгородской области от 25 февраля 2021 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 26 мая 2021 года исковые требования Инспекции к Самусеву С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворены частично и постановлено взыскать с Самусева С.В. в доход соответствующего бюджета задолженность по транспортному налогу за 2017-2018 годы в размере 2217 руб. 50 коп, пени по транспортному налогу в размере 115 руб. 83 коп, а всего взыскать 2333 руб. 33 коп.; взыскать с Самусева С.В. в доход местного бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
На вступившие в законную силу судебные постановления Самусев С.В. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налоговым периодом в целях исчисления налога признается календарный год (статья 360, пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В случае уплаты налогоплательщиком причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки (неуплаты в срок) налогоплательщик в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ должен уплатить пени.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что Самусев С.В. с 17 января 2015 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
В спорный период за Самусевым С.В. были зарегистрированы транспортные средства: Фольксваген Пассат с государственным регистрационным знаком 0217МС69, автомобиль Ссанг енг АСТУОИ с государственным регистрационным знаком N.
10 октября 2018 года Инспекцией по месту регистрации Самусева С.В. направлено налоговое уведомление N 45889539 от 30.09.2018 года о необходимости уплаты не позднее 03.12.2018 года, в том числе, транспортного налога за 2017 год, за автомобиль Фольксваген Пассат с государственным регистрационным знаком N, из расчета срока владения 2 месяца в размере 225 рублей.
25 августа 2019 года налоговым органом Самусеву С.В. было направлено налоговое уведомление N 18062776 от 15.08.2019 года о необходимости уплаты не позднее 02.12.2019 года транспортного налога за 2018 год в сумме 6 520 руб.: на автомобиль Фольксваген Пассат с государственным регистрационным знаком N, из расчета срока владения 12 месяцев в размере 1 350 руб, и за автомобиль Ссанг енг АСТУОИ с государственным регистрационным знаком N из расчета срока владения 11 месяцев в размере 5 170 руб.
В связи с неуплатой Самусевым С.В. транспортного налога за 2017 год в установленный законом срок и в указанном размере, Инспекцией на сумму задолженности 225 руб. начислены пени по состоянию на 04 июля 2019 года в сумме 12 руб. 27 коп. и в адрес Самусева С.В. 25 августа 2019 года Инспекцией направлено требование N 29644 об уплате в срок до 11 сентября
2019 года задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 225 руб. и пени в сумме 12 руб. 27 коп, которое Самусевым С.В. также исполнено не было.
Впоследствии Инспекцией в адрес Самусева С.В. направлено требование N9416 об уплате в срок до 02 апреля 2020 года транспортного налога за 2018 год по сроку уплаты 02 декабря 2019 года в размере 6520 руб. и пени за период с 03 декабря 2019 года по 16 февраля 2020 года в сумме 103 руб. 56 коп.
Факты направления налоговых уведомлений и требований подтверждаются соответствующими списками заказных писем.
Судебный приказ от 25 мая 2020 года о взыскании с Самусева С.В. задолженности по транспортному налогу в размере 6860 руб. 83 коп, вынесенный мировым судьей судебного участка N16 Окуловского судебного района, отменен определением того же мирового судьи от 25 августа 2020 года по заявлению Самусева С.В.
Как следует из материалов дела 23 февраля 2021 года Самусевым С.В. произведена частичная (в сумме 4527 руб. 50 коп.) оплата транспортного налога в связи с чем размер задолженности Самусева С.В. по транспортному налогу за 2017-2018 годы Инспекцией определен в размере 2217 руб. 50 коп, пени в сумме 115 руб. 83 коп, а всего 2333 руб. 33 коп.
Удовлетворяя требования Инспекции частично и взыскивая в административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2017-2018 годы в размере 2217 руб. 50 коп, пени на задолженность по транспортному налогу в размере 115 руб. 83 коп, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб, суд первой инстанции верно исходил из того, что административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие уплату указанных сумм транспортного налога, пени на задолженность по транспортному налогу.
Вопреки доводам Самусева С.В, в рассматриваемом споре Инспекцией соблюден установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления, в случае если налог начисляется налоговым органом.
Исходя из пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срокобязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в /д с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога, в том числе транспортного, возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
В статье 11 НК РФ под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как указано выше, Самусев С.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес". По данному адресу Инспекцией в установленном законом порядке налогоплательщику направлялись налоговое уведомление и требование об уплате налога, исходя из данного адреса места жительства Самусева С.В, Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Регистрация по месту пребывания в ином субъекте Российской Федерации не является основанием для снятия Самусева с налогового учета по месту его регистрации в Новгородской области.
Таким образом, довод Самусева С.В. о не соблюдении Инспекцией установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности является несостоятельным.
Довод Самусева о нарушении Инспекцией срока обращения в суд с заявление о взыскании с Самусева С.В. задолженности был предметом исследования суда первой инстанции.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что сумма недоимки по транспортному налогу, подлежащая взысканию по требованию N 29644 составляла менее 3 000 руб, в связи с чем Инспекция в соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ вправе была обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня, когда сумма недоимки превысила 3 000 руб.
В связи с невыполнением административным ответчиком требования N 9416 об уплате недоимки по транспортному налогу до 02 апреля 2020 года образовалась задолженность свыше 3 000 руб, что и позволило Инспекции обратиться в шестимесячный срок к мировому судье за выдачей судебного приказа, а в дальнейшем с административным иском - в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении Инспекцией порядка обращения в суд. предусмотренного статьей 48 НК РФ.
Довод кассационной жалобы о взыскании транспортного налога в доход муниципального образования по месту пребывания Самусева С.В. является несостоятельным, поскольку в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ местом нахождения имущества для транспортных средств признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательствам Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.
Согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Окуловскому району, Самусев С.В, 01.06.1968 года рождения, с 17 января 2015 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: "адрес", в связи с чем является налогоплательщиком транспортного налога в Межрайонную ИФНС N1 по Новгородской области.
Довод Самусева С.В. о неверном применении Инспекцией ставки 40 руб. для расчета транспортного налога по автомобилю Ссанг енг АСТУОИ также был предметом исследования суда первой инстанции и получил в решении надлежащую оценку. Как правильно указал суд первой инстанции, автомобиль Ссанг енг АСТУСЖ согласно сведениям о его технических характеристиках, в том числе свидетельству о регистрации транспортного средства, относится к типу транспортных средств - грузовые автомобили, в связи с чем Инспекцией при расчете транспортного налога в отношении данного автомобиля обоснованно применена ставка 40 руб. как для грузового транспортного средства. Сведения о том что указанный автомобиль является грузовым отражены в документах, переданных органами ГИБДД в налоговые органы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Окуловского районного суда Новгородской области от 25 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 26 мая 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N1 по Новгородской области к Самусев С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени оставить без изменения, кассационную жалобу Самусев С.В. - без удовлетворения.
Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 25 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 26 мая 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 13 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.