N 88-16572/2021
город Санкт-Петербург 18 октября 2021 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирнова О.В, рассмотрев дело N 2-12/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Чистый след" (далее - ООО "Чистый след") к Капарулину Александру Николаевичу о взыскании задолженности за коммунальные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, пени, судебных расходов по кассационной жалобе Капарулина А.Н. на решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 45 от 15 февраля 2021 г. и апелляционное определение Вашкинского районного суда Вологодской области от 11 мая 2021 г,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Чистый след" обратилось в суд с иском к Капарулину А.Н, уточнив исковые требования, просило взыскать задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 г. по 31 мая 2020 г. в размере 1 622, 86 руб, пени 81, 86 руб, государственную пошлину 400 руб.
Решением мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 45 от 15 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Вашкинского районного суда Вологодской области от 11 мая 2021 г, исковые требования ООО "Чистый след" удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе Капарулина А.Н. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания в порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, полагаю, что отсутствуют основания для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренные статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса.
Судом установлено, что Капарулин А.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
6 апреля 2018 г. по результатам конкурса между Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области и ООО "Чистый След" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Западной зоне Вологодской области, определяющее, в том числе права и обязанности его сторон, порядок деятельности регионального оператора. ООО "Чистый след" присвоен статус регионального оператора в указанной зоне.
Согласно сведениям администрации сельского поселения Липиноборское от 11 января 2021 г, контейнер для размещения твёрдых коммунальных отходов расположен на "адрес" у "адрес" и у "адрес", дата установки - сентябрь 2019 года, контейнерные площадки не оборудованы, уборка мест размещения данных контейнеров производится надлежащим образом. В период с 1 января 2019 г. по сентябрь 2019 года вывоз мусора осуществлялся еженедельно.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 420, 426, 437, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), частью 5 статьи 30, 153, частью 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), статьями 13.4, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ), статьёй 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктами 9, 10 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), пунктами 148 (34), 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), исходил из обязанности собственника жилого помещения заключить договор с региональным оператором, в том числе путём совершения конклюдентных действий по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с учётом нормативов накопления и стоимости, предусмотренных региональным законодательством.
Отсутствие заключенного между истцом и ответчиком в письменной форме договора не исключает обязанность последнего при отсутствии доказательств невывоза твёрдых коммунальных отходов в предусмотренном законом порядке, производить оплату услуг. Признавая расчёт истца арифметически правильным, суд признал требования законными и обоснованными.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что ответчик не представил доказательств самостоятельной утилизации твёрдых коммунальных отходов, при этом, потребителям предоставлено право пользования услугами регионального оператора путём установления в населённом пункте контейнеров для накопления твёрдых коммунальных отходов, вывоз которых осуществляется по графику.
Полагаю, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения - статье 426 Гражданского кодекса, части 1 статьи 153, части 4 статьи 154 Жилищного кодекса, статье 8, части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктам 6, 7 Правил N 1156, пунктами 148 (1), 148 (2) Правил N 354.
Ставя вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, податель в кассационной жалобе указывает на отсутствие договорных обязательств с истцом.
С данным доводом согласиться нельзя.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса и правовой позиции, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", публичным признается договор, который заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится, например договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, оказания услуг связи, энергоснабжения, медицинского, гостиничного обслуживания. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно пункту 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путём размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на первый год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)-8 (16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пункт 6 Правил N 354 допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Судом достоверно установлено оказание региональным оператором услуги по сбору и вывозу твёрдых коммунальных отходов многоквартирного дома, в котором Капарулину А.Н. принадлежит жилое помещение, вследствие чего обоснованно взыскана задолженность.
Довод кассационной жалобы о непроживании по спорному адресу и, как следствие, отсутствие обязанности по оплате коммунальной услуги признается несостоятельным.
В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учётом перерасчёта платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения.
Согласно пункту 56(2) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения.
Судом правильно применён материальный закон и обоснованно взыскана задолженность с собственника помещения.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определённости, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не нахожу оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 45 от 15 февраля 2021 г. и апелляционное определение Вашкинского районного суда Вологодской области от 11 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Капарулина Александра Николаевича - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.