Судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО4, судей ФИО8, ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Санкт-Петербурга о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию со дня обращения
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО8,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Санкт-Петербурга (далее УПФР в "адрес" Санкт-Петербурга, Управление, пенсионный орган, ответчик), в котором после уточнения требований просил признать незаконным решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж работы периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности артиста военного оркестра, играющего на духовом инструменте (кларнет) в Военном институте физической культуры Министерства обороны РФ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности артиста оркестра в военном оркестре Высшего военно-морского инженерного училища им. ФИО6, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности артиста оркестра в военном оркестре войсковой части N, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности артиста военно-духового оркестра, играющего на духовом инструменте "кларнет" в ФГКОУ "Первый пограничный кадетский военный корпус Федеральной службы безопасности РФ"; возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию со дня обращения.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, иск ФИО2 удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе содержится просьба об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На кассационную жалобу поступили возражения представителя ФИО2 по доверенности ФИО9, в которых критикуются доводы кассационной жалобы и содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных постановлений без изменения.
В судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика по доверенности ФИО7 кассационную жалобу поддержала.
Представитель истца по доверенности ФИО9 возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций, и выразились они в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа творческой работы не мене 25 лет, со ссылкой на то, что учреждения, в которых работал ФИО2, не относятся к театрально-зрелищным организациям и коллективам, а военный оркестр не является самостоятельным юридическим лицом и профессиональным художественным коллективом.
Из записей в трудовой книжке ФИО2 судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоял в должности артиста военного оркестра, играющего на духовом инструменте (кларнете), в Военном институте физической культуры Министерства обороны РФ; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности артиста военного оркестра в военном оркестре Высшего военно-морского инженерного училища им. ФИО6; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности артиста военного оркестра в войсковой части N; в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в должности артиста военно-духового оркестра в ФГКОУ "Первый пограничный кадетский военный корпус Федеральной службы безопасности РФ". В указанные периоды ФИО2 неоднократно повышал квалификационную категорию, в настоящее время имеет высшую квалификационную категорию по должности "артист".
Кроме того, факт работы ФИО2 в спорные периоды на указанных должностях подтверждается также представленными справками, в соответствии с которыми ФИО2 играл на музыкальном инструменте "кларнет".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд первой инстанции, исходил из того, что материалами дела подтверждается, что ФИО2 работал в должности и в организациях, трудовая деятельность, в которых должна быть включена в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, и на дату обращения ФИО2 в пенсионный орган его страховой стаж составлял 25 лет 00 месяцев 07 дней, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции также указал на то, что в соответствии с пунктом 2 Положения о военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом ФИО1 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, действовавшего в спорные периоды, в состав Военно-оркестровой службы Министерства обороны входят оркестры соединений, воинских частей и военно-учебных заведений (абзац 9).
Пунктом 4 Руководства по организации деятельности штатных военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом ФИО1 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, действовавшего в спорные периоды, определено, что оркестр является профессионально-творческим коллективом.
Пунктом 2 Руководства по организации деятельности военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, определено, что военные оркестры являются профессиональными творческими коллективами и призваны содействовать духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского персонала.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлены требования к решению суда, в соответствии с которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении" разъяснил, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования в полной мере применимы к судебным актам, принимаемым как судом первой, так и судом апелляционной инстанции, однако обжалуемые судебные постановления им не соответствуют.
Пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом "о" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально - зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется "Список профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона ФИО1 "О государственных пенсиях в ФИО1", утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении списка профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления. При этом начиная с ДД.ММ.ГГГГ в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1(1) статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с указанным Списком от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N) право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет правом на досрочное назначение пенсии пользуются артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах (пункт 3).
Приведенное нормативное регулирование вопросов назначения пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением творческой деятельности предусматривает, что учету в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно, подлежат периоды работы в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях, а также в творческих коллективах. Однако необходимым условием учета периода творческой деятельности для артиста, играющего на духовых инструментах (в том числе, на старинных духовых народных инструментах), является работа именно в творческих коллективах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок подсчета и подтверждения страхового и специального стажа для установления страховых пенсий установлен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Пунктами 4, 5 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. К уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и в том случае, если сведения работодателями в отношении стажа представлялись без указания кода льготной работы, истец обязан в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представить письменные доказательства, подтверждающие выполнение им работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также, что сведения относительно спорных периодов работы являются недостоверными.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что в случаях, когда необходимые данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке, в т.ч. данными индивидуального (персонифицированного) учета предоставленных работодателем истца.
Вышеназванные положения норм пенсионного законодательствами судом при разрешении учтены не были, обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к подлежащим применению нормам материального права не установлены.
Между тем суду следовало проверить и установить наличие совокупности всех условий и обстоятельств, с которыми закон связывает возможность назначения страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим творческую деятельность.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд исходил из того, что истец в спорные периоды осуществлял творческую деятельность артиста, играющего на духовом музыкальном инструменте в военном оркестре, являющемся профессиональным художественным коллективом, сославшись лишь на Положение о военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации и Руководства по организации деятельности военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, однако не установилхарактер деятельности применительно к каждому коллективу, в которых работал истец в спорные периоды.
Вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не были представлены относимые и допустимые доказательства работы истца в спорные периоды в режиме полной занятости не менее 80 процентов рабочего времени.
При этом из справки ФГК ОУ "Первый пограничный кадетский военный корпус ФСБ России" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что ФИО2 работает в Первом пограничном кадетском военном корпусе ФСБ России в должности артиста военно-духового оркестра, играющего на духовом инструменте "кларнет", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на условиях неполного рабочего времени (основная работа на 0, 5 ставки заработной платы), что оставлено без внимания судом и не получило его надлежащей правовой оценки.
Сведения индивидуального персонифицированного учета в отношении истца, представленные работодателями после его регистрации в качестве застрахованного, предметом исследования суда не являлись и надлежащую правовую оценку также не получили.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает, что вывод суда о наличии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости со дня подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, является преждевременным, сделанным без выяснения всех имеющих значение для дела обстоятельств.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда нельзя признать законными и обоснованными и они подлежат отмене.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела соответствующие обязанности в полном объеме не исполнены, допущенные судом первой инстанции нарушения не устранены, принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене апелляционного определения по настоящему делу с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.