Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ходус Ю.А.
судей Мироновой Н.В, Калугина Д.М, при секретаре судебного заседания ФИО7, с участием прокурора ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Еремина Николая Федоровича, Плеханова Вячеслава Валентиновича об оспаривании в части Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181
по апелляционным жалобам Думы городского округа Самара и Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Самарского областного суда от 22 июня 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Еремин Н.Ф, Плеханов В.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений административного искового заявления, в котором просили признать недействующим Генеральный план городского округа Самары, утвержденный решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части установления красных линий в границах земельного участка, площадью 408 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", отраженных в проекте границ земельного участка, выполненного ООО "Средневолжская землеустроительная компания" от 2 июля 2020 года.
В обоснование требований административные истцы указали, что на праве общей долевой собственности по 1/2 доли, на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 21 января 2004 года им принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0926004:554, площадью 457, 5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес". Указанное нежилое здание расположено на земельном участке, площадью 408 кв.м.
Административные истцы с целью выкупа земельного участка без проведения торгов обратились с соответствующим заявлением в Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Распоряжением Департамент управления имуществом городского округа Самара N 541 от 29 октября 2020 года Еремину Н.Ф, Плеханову В.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Одним из оснований для отказа явилось частичное расположение земельного участка в границах красных линий.
Установление красных линий нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку лишает их возможности оформить надлежащим образом права на земельный участок под зданием, принадлежащим им на праве общедолевой собственности.
Решением Самарского областного суда от 22 июня 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Суд постановил:
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утвержденный решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления красных линий в границах земельного участка, площадью 408 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", отраженных в проекте границ земельного участка, выполненного ООО "Средневолжская землеустроительная компания" от 2 июля 2020 года.
В апелляционной жалобе Дума городского округа Самара просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Ссылаясь на статьи 2 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" утверждает, что суд пришел к неверному выводу, о том, что обозначение красных линий на документах генерального плана не предусмотрено статьей 23 ГрК РФ, а также о том, что проект красных линий должен утверждаться отдельными документами в составе документации по планировке территории.
По утверждению заявителя апелляционной жалобы суд не учел, что в действующем Генеральном плане городского округа Самара отображены красные линии, утвержденные ранее принятой градостроительной документацией.
Ссылка суда первой инстанции на порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 N 742/пр также является необоснованной, поскольку по общему правилу (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом.
Суд не учел, что истцы не являются собственниками земельного участка, каких-либо документов, подтверждающих право владения или пользования на спорный земельный участок истцами не представлено, следовательно, право постоянного пользования либо владения на спорный земельный участок у истцов не возникло, в связи с чем, их права и законные интересы не нарушены.
Административные истцы были вправе уточнить границы земельного участка в установленном законом порядке, однако в административном порядке с соответствующим заявлением не обращались.
В апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара также содержатся требования об отмене решения Самарского областного суда от 22 июня 2021 года и принятии нового решения об отказе в иске. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на нарушение судом норм материального права, неверное определение фактических обстоятельств дела, а также отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о нарушении прав административных истцов оспариваемым нормативным правовым актом.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов представителем административных истцов представлены возражения, в которых содержатся требования об оставлении решения без изменения.
Прокуратура Самарской области представила возражения относительно апелляционной жалобы Думы городского округа Самара, в которых просила указанное решение Самарского областного суда от 22 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не присутствовали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, при указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, доводы, изложенные в возражениях на них, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным, обоснованным, неподлежащим отмене, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 310 части 2 пунктов 1-4 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городских округов относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 г. N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области").
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа Самара утвержден решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. N 539 и включает, среди прочего, схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" с отображением красных линий застройки.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый Генеральный план принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуются.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Еремин Н.Ф, Плеханов В.В. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0926004:554, площадью 457, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.44-47).
Административные истцы с целью выкупа земельного участка без проведения торгов обратились с соответствующим заявлением в Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Распоряжением Департамент управления имуществом городского округа Самара N 541 от 29 октября 2020 года Еремину Н.Ф, Плеханову В.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 408 кв.м, под нежилое здание, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", участок 10, на территории кадастрового квартала N. Основанием для отказа явились подпункты 1, 2 пункта 8 статьи 39.15, пункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункты 4, 6 статьи 11.9, пункты 6, 19 статьи 39.16, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (земельный участок расположен в территориальной зоне предприятий складов IIIкласса вредности (санитарно-защитные зоны - до 300 м); (земельный участок частично расположен в границах красных линий, в связи с чем, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается) (л.д.24).
Решением Советского районного суда городского округа Самара от 17 марта 2020 года, вступившим в законную силу 24 апреля 2020 года, удовлетворены исковые требования Плеханова В.В, Еремина Н.Ф. об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка удовлетворены. Из Единого государственного реестра недвижимости исключены сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 408 кв.м, согласно проекта границ, подготовленного ООО "СВЗК" от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием в точках каталога координат.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары, часть земельного участка, площадью 408 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", на котором расположено нежилое здание, принадлежащее на праве собственности административным истцам, расположено в границах красных линий "адрес". Также данное обстоятельство подтверждается проектом границ земельного участка, выполненным ДД.ММ.ГГГГ ООО "Средневолжская землеустроительная компания".
Красные линии были исключены из схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана г.о. Самары, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о.Самары от 7 февраля 2012 года N 181.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что Генеральный план в оспариваемой части противоречит градостроительному законодательству, а также нарушает права административных истцов, поскольку препятствует в реализации их права на приобретение участка в собственность, поскольку на спорном земельном участке располагается нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 457, 5 кв.м, принадлежащее на праве общей долевой собственности по ? доли административным истцам Еремину Н.Ф. и Плеханову В.В. Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что Генеральный план в оспариваемой части подлежит признанию недействующим.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Приведенные в апелляционных жалобах административного ответчика и заинтересованного лица доводы подлежат отклонению в силу следующего.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 1963-0)
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181, которым красные линии были исключены из схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150 (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт четвертый раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана городского округа. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 г. N 242-0, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (далее - Порядок), утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).
Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, требования административных истцов в части оспаривания утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 Генерального плана городского округа Самара заявлены обоснованно.
При этом тот факт, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плана г. Куйбышева (Самары), утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 1 июня 1987 г. N 226, правового значения в рассматриваемом споре не имеет.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, об отсутствии нарушения прав административных истцов оспариваемым нормативным правовым актом.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Пунктом 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Еремин Н.Ф, Плеханов В.В. являются собственниками нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0926004:554, который расположен на спорном земельном участке, административным истцам отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, так как он находится в границах красных линий, следовательно, расположение земельного участка в границах красных линий препятствует реализации Еремну Н.Ф. и Плеханову В.В. исключительного права на выкуп данного земельного участка.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
Решение Самарского областного суда от 22 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Самара и Департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.