Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
прим секретаре Кощеевой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Баласанян С.И. об оспаривании в части Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N N в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N N, по апелляционным жалобам административного ответчика Думы городского округа Самара, заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Самарского областного суда от 21 июля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителя административного истца ФИО7, представителя заинтересованного лица - Департамента градостроительства городского округа Самара - ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Генеральный план городского округа Самара (далее также - Генплан). Указанное решение официально опубликован в издании "Самарская Газета", N(N) ДД.ММ.ГГГГ (карты и схемы), N(N) ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, в Генеральный план внесены изменения. Указанное решение официально опубликовано в издании "Самарской Газете" N (N) ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением просили признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N в редакции решения Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N в части установления на схеме N5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником указанного земельного участка с видом разрешенного использования - "занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком", на котором расположен жилой дом. Часть земельного участка расположена в границах красных линий. Установление красных линий нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает его возможности заключить соглашение о перераспределении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, что препятствует в приобретении в собственность рядом расположенного земельного участка.
Решением Самарского областного суда от 21 июля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах Дума городского округа Самара (далее также Дума) и Департамент градостроительства городского округа Самара (далее также Департамент) просят отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податели жалоб полагают, что решение суда является незаконным, принятым с неправильным применением норм материального права; судом неправильно определенны обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Департамент и Дума полагают, что у суда не было оснований для применения положений статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ). Кроме того, судом первой инстанции не были учтены подлежащие применению положения статей 2 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Указывают на право органов местного самоуправления изменять месторасположения красных линий. Заявляют о том, что административный истец вправе был уточнить границы земельных участков в установленном законом порядке, однако, в административном порядке с соответствующим заявлением в Департамент не обращался. Ссылаются на судебную практику, опровергающую, по мнению подателей жалоб, выводы суда первой инстанции.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, участвующим в деле прокурором, представителем административного истца представлены возражения, в которых они просит решение Самарского областного суда от 21 июля 2021 года оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции посредством участия ВКС представитель административного истца возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). Административные истцы просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
С учетом названных положений суд пришел к обоснованному выводу, что указанные нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, доведены до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Баласанян С.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 443 +/-7 кв. м расположенный по адресу: "адрес", и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером N площадью 49, 7 кв. м.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ отказано Баласанян С.И. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Причиной для такого отказа послужило расположение части земельного участка в границах красных линий.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям, полученным из Департамента градостроительства городского округа Самары, часть указанного земельного участка расположена в границах красных линий. В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары отсутствуют сведения о проектах планировки территории, существующих в районе местоположения испрашиваемого земельного участка.
Красные линии впервые были отображены на схеме N "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ N.
Далее в редакции Решения Думы городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара" с основного чертежа они были удалены и отображены на схеме N "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" по настоящее время.
Приведенные в апелляционных жалобах административного ответчика и заинтересованного лица доводы о соответствии Схемы N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" градостроительному законодательству, действовавшему на дату ее включения в Генеральный план, подлежат отклонению в силу следующего.
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ в редакции, действовавшей по состоянию на 7 февраля 2012 года, красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Наряду с этим пунктом 2 части 3, частью 5 статьи 23 ГрК РФ в редакции на указанную дату установлено, что генеральный план содержит, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. При этом названные положения ГрК РФ не предусматривали отображения в генеральном плане красных линий застройки.
Такое правовое регулирование сохранено и в нормах статей 23, 42, 43 ГрК РФ в редакции, действующей на дату вынесения судом решения.
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года N 283-ФЗ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Таким образом, действующее правовое регулирование также не предусматривает отображения в генеральном плане красных линий.
Кроме того, пунктом 9 раздела 3.1.5 Инструкции по разработке градостроительной документации N150 предусматривалась возможность нанесения проектируемых красных линий на план современного использования территории (опорный план) при разработке генерального плана, совмещенного с проектом планировки.
Из пунктов 3.8 и 4.1 Инструкции РДС 30-201-98 также следует, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки (согласно Таблице соответствия Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N190-ФЗ наименований градостроительной документации, утвержденной до его принятия, подлежащей инвентаризации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 августа 2007 года N85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности", проект детальной планировки соответствует проекту планировки территории).
В пункте 4.3 Инструкции РДС 30-201-98 предусматривается, что в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки.
При этом следует также учесть, что в пунктах 12 и 13 раздела 3.1.5 Инструкции по разработке градостроительной документации N150 также не предусмотрено отображение красных линий застройки на схеме транспортной инфраструктуры и схеме инженерной инфраструктуры генерального плана городского округа.
Таким образом, градостроительным законодательством, действовавшим в 2012 года, допускалась возможность нанесения на карты генерального плана красных линий только при их детальной разработке в соответствующих документах.
Изложенные выводы, вопреки доводам апелляционных жалоб, согласуются и с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату вынесения судом решения.
Способ защиты нарушенного права является исключительной прерогативой лица, чьё право нарушено, в связи с чем, наличие возможности обращения в административный орган, не лишает административного истца возможности обратится за судебной защитой, обязательной досудебной процедуры разрешения споров данной категории не предусмотрено.
Судебные акты, на которые ссылаются заявители жалобы, преюдициального значения для возникшего спора не имеют.
Таким образом, решение суда первой инстанции, в части признания Генерального плана г. о. Самара, утвержденного решением Думы г. о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N в редакции решения Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, является законным и обоснованным не подлежащим отмене.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Самарского областного суда от 21 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 ноября 2021 г.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.