Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Батялова В.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания ЭКОХИМ" о признании недействующим нормативного правового акта в части по апелляционным жалобам администрации городского округа Тольятти, Думы городского округа Тольятти на решение Самарского областного суда от 9 августа 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Производственная компания ЭКОХИМ" (далее по тексту - ООО "Производственная компания ЭКОХИМ", общество, административный истец) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим пункт 9.3.6 Приложения N 1 к Решению Думы г.о. Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года N 972 "О коэффициентах, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти" в части, устанавливающей значение коэффициента вида разрешенного использования "земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения и заготовок", в размере 0, 0426, со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований административный истец указал, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером N. Пунктом 2 дополнительного соглашения к договору аренды определен коэффициент вида разрешенного использования "земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения и заготовок", равный 0, 0426, утвержденный п. 9.3.6 приложения N 1 к решению Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 г. N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" в редакции Решения Думы N 217 от 5 марта 2014 года.
Полагает, что применяемый при расчете арендной платы коэффициент вида использования земельного участка не имеет экономического обоснования, при принятии оспариваемого нормативного правового акта не проводились анализ и оценка экономических факторов, влияющих на доходность земельного участка, что влечет уплату административным истцом арендной платы в размерах, определенных с нарушением требований действующего законодательства.
Решением Самарского областного суда от 9 августа 2021 года требования ООО "Производственная компания ЭКОХИМ" удовлетворены, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 9.3.6 Приложения N 1 Решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" в редакции Решения Думы N 217 от 5 марта 2014 года, в части, устанавливающей коэффициент вида использования земельных участков прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере 0, 0426.
В апелляционной жалобе администрацией городского округа Тольятти, Думой городского округа ставится вопрос об отмене решения Самарского областного суда от 9 августа 2021 года, как незаконного и необоснованного, и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокуратурой Самарской области представлены возражения о необоснованности доводов апелляционных жалоб и законности решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, заслушав заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что ООО "Производственная компания ЭКОХИМ" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для дальнейшей эксплуатации казармы ВСО в соответствии с градостроительным регламентом N ПК-4.
Пунктом 2.2 дополнительного соглашения к договору аренды N 1074 от 29.09.2004 года, заключенного между Администрацией г.о. Тольятти и ООО "Производственная компания ЭКОХИМ" 20.05.2021 года, предусмотрено начисление годового размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером N исходя из коэффициента вида использования земельного участка - 0, 0426, утвержденного решением Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 г. N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" в редакции Решения Думы N 217 от 05.03.2014 года.
Таким образом, расчет арендной платы по договору аренды земельного участка N 1074 от 29.09.2004 года производится с применением коэффициента вида использования земельного участка: земельные участки прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, равного 0, 0426.
Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 года N 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области.
Определение размера арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для целей не связанных со строительством осуществляется в соответствии с методикой определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей не связанных со строительством, содержащейся в Приложении 1 к Порядку.
В соответствии с Методикой коэффициент вида использования земельного участка (Кв), применяемый при расчете арендной платы, утверждается представительным органом муниципального образования.
Как следует из материалов дела, решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 года N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" утверждены коэффициенты вида использования земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для целей, не связанных со строительством (приложение N 1).
Пунктом 9.3.6 Приложения N 1 к вышеуказанному Решению Думы в редакции Решения Думы г.о. Тольятти от 05.03. 2014 года N 217 установлен коэффициент вида использования земельных участков прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, равный 0, 0426.
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения их в действие.
Удовлетворяя административные исковые требования истца о признании недействующим пункта 9.3.6 Приложения N 1 к Решению Думы г.о. Тольятти от 1 октября 20008 года N 972 в части установления коэффициента вида разрешенного использования земельных участков 0, 0426 в отношении земельных участков прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца, при этом исходил из того, что установление коэффициента вида целевого использования земельного участка в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень его доходности не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по следующим основаниям.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы.
Согласно статье 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07. 2009 г. N 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07. 2009 г. N 582 устанавливает в качестве одного из основополагающих принципов определения арендной платы - принцип экономической обоснованности. Этот принцип предполагает, что, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Пунктом 2 утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12. 2017 г. N 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07. 2009 г. N 582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта об установлении размера арендной платы должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В пункте 9.3.6 Приложения N 1 к оспариваемому решению Думы городского округа Тольятти предусмотрено, что при расчете размера арендной платы установлен коэффициент вида разрешенного использования земельного участка 0, 0426 в отношении земельных участков прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
При этом судом первой инстанции верно отмечено, что административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что Думой городского округа Тольятти и Администрацией городского округа Тольятти проводились какие-либо расчеты в целях обоснованности введения дифференциации (увеличения) размера коэффициента от кадастровой стоимости для расчета арендной платы в зависимости от вида целевого использования земельного участка.
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие об учете экономических и иных факторов при установлении механизма увеличения размера процента от кадастровой стоимости земельного участка в период его использования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что установление коэффициента вида целевого использования земельного участка в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень его доходности не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем обоснованно удовлетворил требование административного истца о признании недействующим пункта 9.3.6 Приложения N 1 к Решению Думы г.о. Тольятти от 01.10. 2008 года N 972 в части установления коэффициента вида разрешенного использования земельных участков 0, 0426 в отношении земельных участков прочих предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены как несостоятельные доводы Думы г.о. Тольятти и Администрации г.о. Тольятти о том, что учет кадастровой стоимости земельного участка и формула, используемая для расчета арендной платы подразумевают и учет факторов, влияющих на ее величину, в том числе доходность земельного участка, поскольку само по себе использование при расчете арендной платы кадастровой стоимости в качестве показателя оценки экономических, природных и иных факторов, а также характеризующего доходность и экономическую ценность земельного участка, не может рассматриваться как основание для определения коэффициента арендной платы.
Судебная коллегия отклоняет как ошибочный довод апелляционной жалобы администрации городского округа Тольятти о том, что на момент принятия Решения N 972 отсутствовал нормативно установленный перечень факторов, подлежащих учету при определении размера арендной платы и порядок их учета, а также требования к содержанию и оформлению экономического обоснования размера арендной платы.
Материалами дела подтверждается, что предметом оспаривания в рамках настоящего дела является пункт 9.3.6 приложения N 1 к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10. 2008 N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" действующий в редакции решения от 05.03. 2014 года N 217, на момент принятия которого Основные принципы уже действовали и подлежали применению вне зависимости от наличия либо отсутствия нормативно установленного перечня факторов, подлежащих учету при определении размера арендной платы, порядка их учета и требований к содержанию и оформлению экономического обоснования размера арендной платы.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы действующего законодательства применил верно.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 9 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа Тольятти, Думы городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.