г. Нижний Новгород
2 ноября 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Мироновой Н.В.
при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бакулиной Валентины Николаевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости
по частной жалобе Бакулиной Валентины Николаевны на определение Нижегородского областного суда от 27 августа 2021 года о прекращении производства по делу
установил:
административный истец Бакулина В.Н. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Определением Нижегородского областного суда от 27 августа 2021 года производство по административному делу по административному исковому заявлению Бакулиной Валентины Николаевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости прекращено на основании части 1 пункта 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в связи с имеющимися основаниями предусмотренными частью 1 статьи 128 КАС РФ.
Не согласившись с определением Нижегородского областного суда от 27 августа 2021 года, Бакулина В.Н. обратилось с частной жалобой, в которой просила определение судьи отменить как незаконное.
В обоснование доводов изложенных в частной жалобе, Бакулина В.Н. указала, что определение Нижегородского областного суда от 27 августа 2021 года принято с нарушением норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. При прекращении производства по делу, суд первой инстанции не учел, что административный истец просит установить кадастровую стоимость по состоянию на 12 апреля 2013 года, которая является архивной и в компетенцию ГБУ Нижегородской области "Кадастровая оценка" не входит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Бакулиной В.И, участвующая на основании доверенности Телегина С.А, доводы частной жалобы поддержала. Просила определение Нижегородского областного суда от 27 августа 2021 года отменить и направить дело для рассмотрения по существу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела Бакулина В.И. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований, изложенных в административном исковом заявлении, административный истец указала, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером 52:35:0090302:893, площадью 255, 1 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, Сосновский район, с. Лесуново, ул. Восточная, д. 32а.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена в соответствии с п.2.1 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 г. N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" (действующей, до 1 марта 2019), на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 07.06.2012 N 331 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области" в размере 4 514 767, 45 рублей по состоянию на 12 апреля 2013 года.
Из содержания административного искового заявления также следует, что административный истец оспаривает кадастровую стоимость нежилого здания определенную по состоянию на 12 апреля 2013 года в размере 4 514 767, 45 рублей (л.д.9-11 т.1).
Данные обстоятельства подтверждаются представленными административным истцом письма филиала ФГБУ ФКП "Росреестра" по Нижегородской области, а также отчетом об оценке N 590 от 2 июня 2021 года, выполненным ООО "Авангард", согласно которому рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" определена по состоянию на 12 апреля 2013 года в размере 1 420 000 рублей (л.д.13-14, 17-79).
6 июля 2021 года административное исковое заявление принято к производству, проведена подготовка к рассмотрению дела и назначено судебное заседание.
11 августа 2021 года судебное заседание отложено на 27 августа 2021 года.
27 августа 2021 года определением Нижегородского областного суда производство по административному делу по административному исковому заявлению Бакулиной Валентины Николаевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости прекращено.
Прекращая производство по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, который зависит от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
При этом в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года N 837 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости" такой датой на территории Нижегородской области является 1 января 2021 года.
Таким образом, суд пришел к выводу, что с 1 января 2021 года на территории Нижегородской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - государственным бюджетным учреждением Нижегородской области "Кадастровая оценка" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ.
Соответственно, статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ установлен иной, внесудебный порядок установления кадастровой стоимости.
Как установилсуд первой инстанции, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ и Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года N 837 установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ в Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами судьи о прекращении производства по делу, считает их неверными, основанными на неправильном применении норм процессуального права, по следующим основаниям.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции не учел положения части 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, в силу которых государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 года N 331 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда для целей налогообложения и Методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 года N 358 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 5 июня 2011 года.
Как следует из материалов дела, согласно представленным данным филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области, кадастровая стоимость данного нежилого здания определена в соответствии с п. 2.1 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 г. N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" (действующей, до 1 марта 2019), на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июня 2012 N 331 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Нижегородской области" в размере 4 514 767, 45 рублей по состоянию на 12 апреля 2013 года.
Считая кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной, административный истец обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 апреля 2013 года, предоставив отчет об оценке N 590 от 2 июня 2021 года, выполненный ООО "Авангард", которым рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" определена по состоянию на 12 апреля 2013 года (л.д.7-8, 17-79).
В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 5 марта 2019 года N 326-11-43479/19 на территории Нижегородской области государственным бюджетным учреждением "Кадастровая оценка" по Нижегородской области в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости - зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов.
Нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" вошло в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 1 января 2020 года. Кадастровая стоимость данного объекта утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2020 N326-13-544129/20 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, единых недвижимых комплексов, машино-мест, предприятий как имущественных комплексов) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года" в размере 242 449, 59 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
14 января 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 242 449, 59 рублей на основании акта бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, об определении кадастровой стоимости в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
При указанных обстоятельствах, оспариваемая кадастровая стоимость спорного здания по состоянию на 12 апреля 2013 года в размере 4 514 767, 45 рублей на момент перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости являлась архивной, что само по себе исключает возможность ее оспаривания по правилам настоящей статьи.
Из правовой позиции, изложенной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Согласно положениям части 4 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 названного Кодекса. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Такой порядок установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который предусматривает порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости - в комиссии по рассмотрению соответствующих споров или в суде, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (статья 24.18).
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что право на применение результатов пересмотра оспариваемой архивной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости для целей, установленных законодательством, сохраняется, суд апелляционной инстанции полагает ошибочными выводы суда о наличии оснований, предусмотренных частью 1 пункта 1 статьи 194 КАС РФ и пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, для прекращения производства по делу.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанное определение является незаконным и подлежит отмене, административное дело подлежит направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Нижегородского областного суда от 27 августа 2021 года о прекращении производства по делу - отменить.
Направить административное дело по административному исковому заявлению Бакулиной Валентины Николаевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 апреля 2013 года в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 ноября 2021 года.
Судья Н.В. Миронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.