Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу Сагильдиной Ольги Александровны на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл N 122521034000219 от 16 февраля 2021 года, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 июня 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 июля 2021 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" Сагильдиной Ольги Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл N 122521034000219 от 16 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 июня 2021 года, решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 июля 2021 года, должностное лицо - главный бухгалтер Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" Сагильдина Ольга Александровна (далее по тексту - ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ", Сагильдина О.А.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Сагильдина О.А. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определяются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт "б" пункта 9 части 1).
При этом валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, средства на банковских счетах и в банковских вкладах (пункт 1 части 1).
Резидентами являются, в том числе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а нерезидентами - физические лица, которых нельзя отнести к гражданам Российской Федерации, а также к иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации (пункты 6 и 7 части 1).
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" осуществило выплату физическому лицу - нерезиденту ФИО5, имеющему гражданство Республики Таджикистан, заработной платы в сумме 44 000 рублей по платежной ведомости от 29 января 2020 года N 6 (расходный кассовый ордер от 30 января 2020 года N 19), подписанной главным бухгалтером Сагильдиной О.А, наличной валютой Российской Федерации.
Сагильдина О.А. с 1 июня 2019 года является главным бухгалтером ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" - должностным лицом, в обязанности которого входит обеспечение соблюдения финансовой и кассовой дисциплины.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" Сагильдиной О.А. и вынесения должностным лицом административного органа, с выводами которого согласились предыдущие судебные инстанции, оспариваемого постановления о привлечении Сагильдиной О.А. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных административным органом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Действия главного бухгалтера ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" Сагильдиной О.А. квалифицированы по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы заявителя жалобы относительно отсутствия обязанности работника открыть банковский счет для получения заработной платы от юридического лица - резидента, ссылки на положения Трудового Кодекса Российской Федерации несостоятельны и основаны на неверном толковании законодательства.
В части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата заработной платы работнику - нерезиденту не относится, в том числе при отсутствии в трудовом договоре условия о перечислении заработной платы работнику - нерезиденту на его банковский счет.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае работник являлся гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением специальных норм Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ.
Положения указанного Федерального закона не содержат исключений в части расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами при заключении соответствующих трудовых договоров в отношении какой-либо категории иностранных граждан.
Согласно представленным материалам, основанием для привлечения Сагильдиной О.А. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужил установленный административным органом факт осуществления расчетов в валюте Российской Федерации между юридическим лицом - резидентом и нерезидентом путем выплаты денежных средств в наличной форме минуя банковские счета в уполномоченных банках.
Таким образом, осуществление расчетов в наличной форме между резидентом и нерезидентом в валюте Российской Федерации в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, является валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах главный бухгалтер ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" Сагильдина О.А. обосновано привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя жалобы о длящемся характере совершенного правонарушения, о необходимости составления одного протокола и вынесения одного постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отклонению.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения (абзац второй пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В рассматриваемом деле правонарушение не имеет длящегося характера и считается оконченным 29 января 2020 года, когда иностранному гражданину была выдана заработная плата наличными денежными средствами.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Вопреки доводам жалобы, каждая из произведенных выплат по платежной ведомости является самостоятельной незаконной валютной операцией, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, образующих одну единую выплату.
Довод жалобы о том, что Сагильдина О.А. не была надлежаще уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении опровергаются протоколом об административном правонарушении (л.д. 27), согласно которому протокол был составлен в присутствии Сагильдиной О.А, о чем свидетельствуют ее собственноручные подписи в протоколе.
Вопреки доводам жалобы протоколы об административном правонарушении соответствуют требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в них содержатся все необходимые данные для разрешения дела по существу.
Иные доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, в том числе о малозначительности допущенного правонарушения, замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций в ходе производства по делу, им дана исчерпывающая правовая оценка применительно к установленным обстоятельствам, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено.
Постановление о привлечении Сагильдиной О.А. к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Сагильдиной О.А. в пределах санкции части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов по делу при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл N 122521034000219 от 16 февраля 2021 года, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 июня 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 июля 2021 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" Сагильдиной Ольги Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Сагильдиной Ольги Александровны - без удовлетворения.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.