Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Тимохина И.В. и Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 15 сентября 2021 года кассационную жалобу Маланчевой Е.А, Яковлева М.И. на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 10 июня 2021 года по административному делу N 2а-1146/2021 по административному исковому заявлению
Маланчевой Е.А, Яковлева М.И. об оспаривании отказа в корректировке красных линий.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения административных истцов Маланчевой Е.А, Яковлева М.И. и их представителя Чумак Г.Е, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
административные истцы, являясь собственниками жилого дома по адресу: "адрес" (л.д. 16, 17), обратились с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по вышеуказанному адресу.
Решением департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - Департамент) от 14 мая 2020 года N 2282/20 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано в связи с тем, что границы испрашиваемого земельного участка выходят за красную линию улиц Чехова и Текстильщиков - территорию земель общего пользования (л.д. оборот 18, 19).
В последующем административные истцы обратились с заявлением о корректировке (переносе) красных линий с целью формирования земельного участка (л.д. оборот 19, 20).
Решением Департамента от 1 сентября 2020 года N 01-24-02/1666 в корректировке красной линии вышеуказанного земельного участка было отказано в связи с тем, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органа местного самоуправления, их утвердившего, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (далее - решение от 1 сентября 2020 года, л.д. 20, оборотная сторона).
Не согласившись с решением от 1 сентября 2020 года, а также Планом красных линий фасадной части улицы Чехова города Оренбурга, Маланчева Е.А, Яковлев М.И. оспорили их в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга
от 17 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 10 июня 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе административные истцы просят об отмене судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела. В обоснование жалобы приводят доводы о том, что в соответствии с Планом красных линий уменьшена площадь земельного участка, правообладателями которого являются административные истцы, а также указывают на недопустимость произвольного установления красных линий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судебными инстанциями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что установление, изменение и отмена красных линий осуществляется посредством подготовки проекта планировки территории или проекта межевания территории, в связи с чем для корректировки красных линий предусмотрен иной способ, предусмотренный нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, отличный от избранного административными истцами способа защиты нарушенного права.
Однако судами не учтено следующее.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
Статьей 42 названного кодекса предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 17 статьи 45 указанного кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт.
Указанная правовая позиция отражена в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2018 года N 14-КГ18-11.
В силу пункта 4.6 названной инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Из материалов административного дела следует, что границы испрашиваемого земельного участка выходят за красную линию улиц Чехова и Текстильщиков, установленную 11 марта 1999 года, однако какого-либо правового обоснования установления красных линий без учета существующего права собственности административных истцов на домовладение, возведенное в 1965 году, административным ответчиком в материалы дела не предоставлено. Как не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что жилое строение возведено на земельном участке общего пользования.
Кроме того, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к принимаемому судебному решению, которые предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органов государственной власти суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие
установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (пункт 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции, ссылаясь на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генерального плана города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года N 674, пришли к выводу о законности оспариваемого ответа от 1 сентября 2020 года.
Вместе с тем, приведенные выше обстоятельства не являлись предметом рассмотрения Департамента при подготовке ответа от 1 сентября 2020 года, в связи с чем судебные инстанции фактически изменили основание принятия оспариваемого административным истцом решения.
При указанных обстоятельствах, а также в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, постановленные по делу судебные постановления в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным ответа от 1 сентября 2020 года нельзя признать законными, они подлежат отмене, с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении заявленных требований, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Маланчевой Е.А. и Яковлева М.И.
В части заявленных требований о признании Плана красных линий фасадной части улицы Чехова города Оренбурга, выполненного государственным предприятием "Земля" 26 февраля 1998 года (л.д. 56) выводы судов являются правильными, поскольку материалами административного дела не подтверждена совокупность условий, предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, необходимая для признания данного Плана незаконным.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Оренбурга
от 17 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда
от 10 июня 2021 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований Маланчевой Е.А, Яковлева М.И. о признании незаконным решения департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 1 сентября 2020 года N 01-24-02/1666 отменить, принять в указанной части новое решение.
Признать решение департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 1 сентября 2020 года
N 01-24-02/1666 незаконным.
Обязать департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга повторно рассмотреть заявление Маланчевой Е.А, Яковлева М.И. о корректировке (переносе) красных линий.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Маланчевой Е.А. и Яковлева М.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
12 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.