Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Федотовой Е.В, судей Кизирбозунц Т.Т, Шайдуллина Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Обуховой Ольги Эдуардовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 июня 2021 г. по гражданскому делу N 2-183/2020 по иску Обуховой Ольги Эдуардовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обухова О.Э. обратилась в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировала тем, что решением N419114/18 от 27 ноября 2018 года ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, исключив из подсчета ее стажа период работы в должности преподавателя педагогики ГОУ СПО "Удмуртский социально-педагогический колледж" с 01 января 2007 года по 31 августа 2007 года, поскольку работодателем не предоставлены сведения индивидуального персонифицированного учета, с 01 ноября 1999 года по 31 августа 2001 года, поскольку количественный состав обучающихся в возрасте до 18 лет в процентном отношении по мнению ответчика составлял менее 50%. В связи с чем просила признать незаконным решение ответчика, обязать ответчика досрочно назначить страховую пенсию с даты возникновения права, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 11 300 рублей.
Решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 ноября 2020 года исковые требования Обуховой Ольги Эдуардовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав, удовлетворены. Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики N от 27 ноября 2018 года об отказе в установлении пенсии признано незаконным. Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить Обуховой Ольге Эдуардовне страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 04 октября 2018 года, бессрочно, взыскал с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) в пользу Обуховой Ольги Эдуардовны судебные расходы в размере 11 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 июня 2021 г. решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 ноября 2020 года отменено, исковые требования Обуховой О.Э. к УПФ РФ в г. Ижевске о признании незаконным решения УПФ РФ в г. Ижевске от 419114/18 от 27 ноября 2018 года, о возложении на УПФ в г. Ижевске обязанность назначить Обуховой О.Э. досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обухова О.Э. (до вступления в брак Урасинова), родившаяся 15 марта 1967 года, застрахованная в системе обязательного пенсионного страхования 4 августа 2000 года, 4 октября 2018 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением УПФ РФ в г. Ижевске N от 27 ноября 2018 года в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Ответчиком установлен данный стаж истца продолжительностью 23 года 8 месяцев 8 дней, а также указано, что при предоставлении страхователем Удмуртским социально-педагогическим колледжем корректирующей формы индивидуальных сведений за период с 1 января по 31 августа 2007 года с указанием кода льготы - 28-ПД и ставки - 1, 00, стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составит 24 года 4 месяца 8 дней.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях (в редакции, действовавшей на момент обращения за назначением пенсии), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (для женщин - 55 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с ч.ч. 2-4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как следует из подп. "м" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516;
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" пункта 1 настоящего постановления, применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Согласно списку должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N 781 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют преподаватели (п. 1 раздела "Наименование должностей") образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных -учебных заведений): колледжей всех наименований (п. 1.10 раздела "Наименование учреждений").
В соответствии с п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, от 29 октября 2002 года N 781, работа за период с 1 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Согласно Списку должностей от 22 сентября 1999 года N 1067 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют преподаватели (п. 1 раздела "Наименование должностей") образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений): колледжей (п. 1.10 раздела "Наименование учреждений".
В соответствии с п. 6 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, работа в соответствующих должностях в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, открытых (сменных) общеобразовательных школах, вечерних (сменных) профессиональных училищах и в учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, при условии обучения в указанных школах, центрах, училищах и учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Руководствуясь приведенными положениями закона, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о том, что за период до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования (4 августа 2000 года) период её работы с 1 ноября 1999 года по 3 августа 2000 года может быть зачтен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в указанный период количество учащихся в Удмуртском социально-педагогическом колледже в возрасте до 18 лет составляло более 50 процентов. Определяя количество обучающихся Удмуртском республиканском социально-педагогическом колледже в спорный период в возрасте до 18 лет, суд исходил из достоверности расчета, представленного истцом, произведенного на основании списков обучающихся.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился, при э том исходил из следующего.
Указанный период работы истца в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета работодателем истца отражен общими условиями без кода льготы.
В соответствии со справкой начальника отдела УПФ РФ в г. Ижевске от 2 июля 2013 года, составленной по результатам документальной проверки, проведенной в 2008 году, и согласно акту документальной проверки N от 8 июля 2008 года, акту документальной проверки N от 6 ноября 2008 года и дополнений к нему N от 26 декабря 2008 года доля учащихся в Удмуртском республиканском социально-педагогическом колледже в возрасте до 18 лет в 1999 году составляла 48 %, в 2000 году - 46, 2 %.
Согласно справке Удмуртского республиканского социально-педагогического колледжа от 25 декабря 2017 года N доля учащихся в данном колледже в возрасте до 18 лет в 1999 году составляла 48 %, в 2000 году - 46, 2 %.
Судом апелляционной инстанции учтено, что сведения в справке Ижевского педагогического колледжа от 27 марта 2007 года N о том, что доля обучающихся в возрасте 18 лет составляется: в 1999 году - 59% (502 из 851 обучающихся), в 2000 году 58% (492 из 848 обучающихся), не соответствуют акту документальной проверки УПФ РФ в г. Ижевске, откорректированы Удмуртским республиканским социально-педагогическим колледжем в справке от 25 декабря 2017 года N, в связи с чем не признаны достоверными.
Проверив расчет истца, суд апелляционной инстанции признал его недостоверным, поскольку истцом неверно определено количество несовершеннолетних, обучавшихся в Удмуртском республиканском социально-педагогическом колледже в спорный период и, как следствие, их доля в общем количестве обучающихся.
Проанализировав списки учащихся по состоянию на 1 сентября 1999 года, по состоянию на 1 сентября 2000 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, опровергающих сведения индивидуального (персонифицированного) учета об отсутствии льготного характера работы в спорный период, и о недоказанности её работы в период с 1 ноября 1999 года по 31 августа 2001 года в учреждении среднего профессионального образования, в котором доля обучающихся составляет не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Принимая во внимание, что без указанного периода работы у истца недостаточно стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, на дату её обращения за назначением данной пенсии, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что УПФ РФ в г. Ижевске обоснованно отказало истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, а потому оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда отменил, а исковые требования Обуховой О.Э. оставил без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами суда апелляционной инстанции соглашается.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Так, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции об удовлетворении требований истца, и принимая по делу новое решение об отказе в иске, суд апелляционной инстанции, действуя в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применил подлежащие к спорным отношениям сторон нормы материального права.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе ответчика не допущено нарушений норм процессуального права, а бремя доказывания подлежащих установлению юридически значимых обстоятельств определено с учетом подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемом апелляционном определении указаны, в том числе обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался; в судебном акте приведены результаты оценки доказательств, что соответствует положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами судом апелляционной инстанции не может быть признано основанием для отмены в кассационном порядке судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства по делу, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись основания, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Обуховой Ольги Эдуардовны - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись Е.В. Федотова
Судьи: подпись Т.Т. Кизирбозунц
подпись Р.Р. Шайдуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.