Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайнуллиной Г.К, судей Белоусовой Ю.К. и Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Ставропольскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 марта 2021 г. по административному делу N 2а-1160/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Ставропольскому краю к Брезгину А.Ф. о взыскании задолженности по налогу, пени.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Ставропольскому краю (далее также - Межрайонная ИФНС России N 1 по Ставропольскому краю, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Брезгину А.Ф. о взыскании задолженности по налогу, пени.
В обоснование своих требований инспекция указала на то, что Брезгину А.Ф. на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес" и с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес". 31 августа 2017 г. в адрес Брезгина А.Ф. направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты не позднее 1 декабря 2017 г. земельного налога в размере "данные изъяты" руб. за 2016 год. В связи с неуплатой налога на сумму недоимки начислены пени, выставлены требования от 4 февраля 2019 г. N со сроком добровольного исполнения до 1 апреля 2019 г, и 20 мая 2019 г. N со сроком исполнения до 28 июня 2019 г. В связи с неисполнением данных требований по заявлению инспекции мировым судьей судебного участка N 7 г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края 14 октября 2019 г. вынесен судебный приказ, который отменен определением мирового судьи от 21 ноября 2019 г. на основании возражений должника. Межрайонная ИФНС России N 1 по Ставропольскому краю просила взыскать с Брезгина А.Ф. задолженность по земельному налогу в размере "данные изъяты" руб. и пени в размере "данные изъяты" руб.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 27 августа 2020 г. административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 марта 2021 г. решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 27 августа 2020 г. в части взыскания с Брезгина А.Ф. задолженности по уплате земельного налога, расположенного по адресу: "адрес" отменено, в удовлетворении административного иска в указанной части отказано, в оставльной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 1 сентября 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 9 сентября 2021 г, Межрайонная ИФНС России N 1 по Ставропольскому краю просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанций допущены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52, пунктом 4 статьи 397унктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела, Брезгин А.Ф. является собственником земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и плательщиком земельного налога.
31 августа 2017 г. налоговым органом в адрес Брезгина А.Ф. направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты не позднее 1 декабря 2017 г. земельного налога за 2016 год в размере "данные изъяты" руб. В связи с неуплатой налога на сумму недоимки начислены пени, выставлены требования от 4 февраля 2019 г. N со сроком добровольного исполнения до 1 апреля 2019 г, и 20 мая 2019 г. N со сроком исполнения до 28 июня 2019 г. В связи с неисполнением данных требований по заявлению инспекции мировым судьей судебного участка N 7 г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края 14 октября 2019 г. вынесен судебный приказ, который отменен определением мирового судьи от 21 ноября 2019 г. на основании возражений должника.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным иском о взыскании с Брезгина А.Ф. задолженности по земельному налогу и пени.
Разрешая заявленные Межрайонной ИФНС России N 1 по Ставропольскому краю требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что Брезгин А.Ф. о, являясь плательщиком земельного налога, не исполнил обязанность по его уплате.
Отменяя решение суда в части взыскания с административного ответчика задолженности по налогу на земельный участок с кадастровым нормером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес" и отказывая в удовлетворении требований инспекции, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на сведения из Единого государственного реестра недвижимости об отсутствии записи о зарегистрированных правах Брезгина А.Ф. на указанный земельный участок, полагал, что оснований для начисления земельного налога в отношении указанного земельного участка у налогового органа не имелось.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с таким выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 2 ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее также - Закон о регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации прав. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (части 1 статьи 6 указанного закона).
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (части 2, 3 статьи 69 Закона о регистрации прав).
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, права на недвижимое имущество, возникшие у правообладателя до вступления в силу Закона о регистрации прав, то есть до 31 января 1998 г, признаются юридически действительными и при отсутствии их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости производится по желанию их правообладателей. Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество, возникших до вступления в силу указанного закона, установлена только при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимого имущества или совершенной после дня вступления в силу указанного закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес" возникло 9 сентября 1992 г, до вступления в силу Закона о регистрации прав - 31 января 1998 г. (л.д. 47)
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у налогового органа оснований для начисления налога на указанное имущество не соответствует вышеприведенным правовым нормам.
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - Кодекс) устанавливает, что имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (часть 3 статьи 62 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако судом апелляционной инстанции вышеприведенные требования процессуального закона не были выполнены.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 марта 2021 г. вышеприведенным требованиям не отвечает, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции надлежит учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 марта 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Мурзакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.