Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Крымова Бахтияра Гюлбалаевича и его представителя Гусейнгаджиева Гаджакай Ахмедовича на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 27 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 2 сентября 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению Крымова Бахтияра Гюлбалаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан о признании незаконным приостановления государственной регистрации права собственности на земельный участок N 330 в садоводческом товариществе "Монтажник" и возложении обязанности зарегистрировать право собственности Крымова Б.Г. на данный земельный участок.
Заслушав доклад судьи Нафикова И.А, выслушав объяснения представителя Крымова Б.Г. Гусейнгаджиева Г.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Крымов Б.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным приостановление регистрации права Крымова Б.Г. на садовый земельный участок N 330 в садоводческом товариществе "Монтажник" и возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - Управление Росреестра по Республике Дагестан) зарегистрировать право собственности Крымова Б.Г. на данный земельный участок. В обоснование заявленных требований указано на то, что земельный участок, относительно регистрации права собственности на который Крымов Б.Г. обратился к административному ответчику, был предоставлен в 1983 г. его отцу, как члену садоводческого товарищества "Спутник 947". В 1988 году отец подарил указанный садовый участок Крымову Б.Г. Решением правления садоводческого товарищества "Монтажник" N 4 от 10 апреля 1996 г, в которое по постановлению главы Администрации г. Махачкалы N 1586 от 5 декабря 1995 г. были переведены члены садоводческого товарищества "Спутник", Крымов Б.Г. был принят в садоводческое товарищество "Монтажник" и за ним закреплен указанный выше садовый участок N 330, ему выдана членская книжка. 30 марта 2021 г. через многофункциональный центр Крымов Б.Г. обратился в Управление Росреестра по Республике Дагестан с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок в упрощенном порядке, однако государственная регистрация права приостановлена в связи с отсутствием государственного кадастрового учета земельного участка. Приостановление государственной регистрации права на земельный участок административный истец считает незаконным, не соответствующим требованиям пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 27 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 2 сентября 2021 г, в удовлетворении административного искового заявления Крымова Б.Г. отказано.
В кассационной жалобе Крымова Б.Г. и его представителя Гусейнгаджиева Г.А, поданной через суд первой инстанции 24 сентября 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 29 сентября 2021 г, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание, кроме представителя Крымова Б.Г. Гусейнгаджиева Г.А. не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела такого характера нарушения норм права не допущены.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о регистрации).
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации определен статьей 29 Закона о регистрации и предусматривает в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно положениям статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона о регистрации. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона о регистрации).
Как усматривается из материалов дела, Кадыров Б.Г. через своего представителя Гусейнгаджиева Г.А. обратился в Управление Росреестра по Республике Дагестан по поводу регистрации права собственности на земельный участок N 330, расположенный по адресу: "адрес"", приложив к заявлению выписку из протокола N 4 заседания правления указанного садоводческого товарищества от 10 апреля 1996 г. о принятии Крымова Б.Г. в садоводческое товарищество "Монтажник" и закреплении за ним садового участка N 330 площадью 600 кв. м, а также членскую книжку садовода.
Оспариваемым решением государственного регистратора прав осуществление государственной регистрации права приостановлено на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации со ссылкой на непредоставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, в частности правоустанавливающего документа на земельный участок, а также указав на отсутствие документа о кадастровом учете земельного участка.
Полагая свои права нарушенными, Крымов Б.Г. обратился в суд с данным административным иском.
Отказывая в удовлетворении административных требований, суд первой инстанции исходил того, что предоставленные административным истцом документы недостаточны для принятия решения о государственной регистрации права, в связи с чем имелись основания для приостановления государственной регистрации, признать оспариваемое действие административного ответчика незаконным и нарушающим права Крымова Б.Г. оснований не имеется.
Такие выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции признал соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального и процессуального прав.
Не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о законности приостановления государственной регистрации права Крымова Б.Г. на указанный выше земельный участок оснований не имеется.
В силу пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 14 Закона о регистрации государственная регистрация права в связи с подтверждением права на объект недвижимости, возникшего в силу федерального закона, без одновременного государственного кадастрового учета могла быть осуществлена при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.
Как усматривается из материалов дела, Крымовым Б.Г. при обращении о регистрации права собственности на земельный участок документ о постановке земельного участка на кадастровый учет не предоставлен, в Управлении Росреестра Республики Дагестан сведения о постановке земельного участка, права собственности на который просил зарегистрировать Крымов Б.Г, на кадастровый учет, отсутствовали. Следовательно, приостанавливая государственную регистрацию права, административный ответчик верно указал на отсутствие кадастрового учета указанного выше земельного учета, как на обстоятельство, препятствующее для такой регистрации.
В то же время, суды первой и апелляционной инстанций, соглашаясь с приостановлением государственной регистрации права Крымова Б.Г. на земельный участок ввиду непредоставления заявителем правоустанавливающего документа на земельный участок, не обратили внимание на следующее.
Согласно статье 49 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования; 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до 1 марта 2015 г, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 г.) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 г. не требуется.
При этом, включая в перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок, акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, пункт 4 части 1 статьи 49 Закона о регистрации допускает представление иных документов, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на указанный земельный участок.
Согласно материалам дела, постановлением главы администрации г. Махачкалы N 1586 от 5 декабря 1995 г. исключены из садоводческого товарищества "Спутник" 56 садовых участков общей площадью 2, 8 га с введением их в состав садоводческого товарищества "Монтажник". Правлению садоводческого товарищества "Монтажник" рекомендовано принять садоводов в члены товарищества и выдать им садовые книжки.
В материалах дела доказательств, опровергающих то, что на основании указанного постановления органа местного самоуправления решением правления садоводческого товарищества "Монтажник" от 10 апреля 1996 г. Крымов Б.Г. принят в члены данного садоводческого товарищества, за ним закреплен участок за N 330, ему выдана членская книжка и с указанного времени он пользуется этим земельным участком, не имеется.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, согласно которым земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Крымова Б.Г, основанном на членстве в садоводческом товариществе "Монтажник", а также анализируя приведенные выше нормы земельного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций не дали оценку тому, что документы, исходящие от данного садоводческого товарищества, подтверждающие правомерность пользования земельным участком, могли иметь юридическое значение как правоустанавливающие документы и являться основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
В то же время, при отсутствии данных, свидетельствующих о постановке испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, изложенные обстоятельства не влияют на выводы судебных инстанций о законности приостановления государственной регистрации права Крымова Б.Г. на земельный участок, в связи с чем отсутствии оснований для удовлетворения заявленных им требований, и основанием для отмены обжалуемых судебных актов не являются.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы Крымова Б.Г. и его представителя Гусейнгаджиева Г.А. не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 27 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 2 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Крымова Бахтияра Гюлбалаевича и его представителя Гусейнгаджиева Гаджакай Ахмедовича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 ноября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.