Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2021 г. по административному делу N 2а-527/2021 по административному исковому заявлению Солодиловой В.В. к администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным постановления об отказе в признании гражданина нуждающимся в жилом помещении в целях реализации права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Солодилова В.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (далее также - администрация) о признании незаконным постановления об отказе в признании гражданина нуждающимся в жилом помещении в целях реализации права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указала, что она обратилась в администрацию города Михайловска о признании нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программ Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", мероприятии "Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Михайловске на 2016-2020 годы" как молодая семья в составе она и ее супруг - Солодилов В.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с приложением к заявлению всех необходимых документов. 8 октября 2020 г..письмом N администрацией было предложено представить документы на принадлежащий ее супругу объект незавершенного строительства (разрешение на строительство, сведения о соответствии объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка). 13 октября 2020 г..в администрацию ею было направлено заявление с просьбой продолжить рассмотрение вопроса признания молодой семьи нуждающейся без предоставления разрешения на строительство и сведений о соответствии объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка со ссылкой на отсутствие указанных документов в перечне документов, предоставляемых на рассмотрение комиссии по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получение данных документов повлекут дополнительные расходы для оформления, что окажет негативное воздействие на бюджет молодой семьи. 19 ноября 2020 г..администрация отказала в признании ее семьи нуждающейся с целью участия в отдельном мероприятии по тем основаниям, что не предоставлены разрешение на строительство и сведения о соответствии объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и принято постановление от 19 ноября 2020 г..N 2119 "Об отказе в признании гражданина нуждающимися в жилом
помещении в целях реализации права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья". Полагает постановление администрации незаконным, нарушающим права ее семьи. В связи с чем просила признать незаконным постановление администрации города Михайловска от 19 ноября 2020 г..N 2119 "Об отказе в признании гражданина нуждающимися в жилом помещении в целях реализации права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительству) жилья" и обязать администрацию поставить семью Солодиловых в составе двух человек - Солодиловой В.В. и Солодилова В.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в целях реализации права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья.
Определением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 8 февраля 2021 г. произведена замена ненадлежащего ответчика администрации города Михайловска на надлежащего - администрацию Шпаковского муниципального округа Ставропольского края.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 25 февраля 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2021 г. решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 25 февраля 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск Солодиловой В.В. удовлетворен, признано незаконным постановление администрации города Михайловска от 19 ноября 2020 г. N 2119 "Об отказе в признании гражданина нуждающимися в жилом помещении в целях реализации права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительству) жилья", на администрацию Шпаковского муниципального округа Ставропольского края возложена обязанность поставить семью Солодиловых в составе двух человек - Солодиловой В.В. и Солодилова В.И. на учет как нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в целях реализации права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 5 октября 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 октября 2021 г, администрация просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 названного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением администрации города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 27 февраля 2015 г. N 198 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", пунктом 2.6.1 которого предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления с целью получения муниципальной услуги.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги приведены в статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункте 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат, в соответствии с которым основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы являются которыми а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Как следует из материалов дела, Солодилова В.В. обратилась в администрацию города Михайловска с заявлением о признании ее семьи нуждающимся в жилых помещениях для участия в основном мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", мероприятии "Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края" подпрограммы "Жилище" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и муниципальной программы "Обеспечение молодых семей в городе Михайловске на 2016-2020 годы".
8 октября 2020 г. в адрес Солодиловой В.В. направлено письмо N, которым ей предложено представить дополнительные документы на домовладение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", а именно: разрешение на строительство; сведения о соответствии объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.
13 октября 2020 г. Солодиловой В.В. в администрацию направлено заявление об отказе в предоставлении требуемых документов, поскольку эти документы отсутствуют в перечне документов, предоставляемых на рассмотрение комиссии по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением комиссии по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от 9 ноября 2020 г. в признании семьи в составе заявителя Солодиловой В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и супруга Солодилова В.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся с целью участия в отдельном мероприятии отказано, в связи с тем, что предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании данного решения комиссии постановлением администрации города Михайловска от 19 ноября 2020 г. N 2119 Солодиловой В.В. отказано в признании ее семьи, составом два человека нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в целях реализации права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья.
Считая постановление администрации об отказе в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, Солодилова В.В. обратилась с настоящим административным иском в суд.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что включение административным ответчиком объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: "адрес", в подсчет совокупного уровня обеспеченности общей площадью семьи, противоречит действующим нормам жилищного законодательства, вместе с тем пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку административным истцом в нарушение подпункта "г" пункту 19 Правил не представлены в администрацию сведения о незавершенном строительстве жилого дома.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения, закрепленные в статье 15, части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктах 42, 47 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", согласился с выводом суда о том, что включение объекта незавершенного строительства в подсчет совокупного уровня обеспеченности общей площадью семьи противоречит действующему законодательству, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих соответствие дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" требованиям, предъявляемым к жилым помещениям административным ответчиком не было, объект незавершенного строительства, в том числе, не введенный в эксплуатацию жилой дом, не прошел оценку на пригодность для проживания, однако, установив, что при подаче заявления в администрацию города Михайловска Солодиловой В.В. были представлены все необходимые документы, в оспариваемом постановлении не приведены установленные законом основания для отказа в предоставлении административному истцу испрашиваемой муниципальной услуги, правильно пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию администрации, изложенную при рассмотрении дела, которой судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с выводом суда, изложенное в кассационной жалобе, не свидетельствует о допущенном судом нарушении норм материального и норм процессуального права. Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств по делу в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает вывод суда апелляционной инстанции правильным, поскольку он основан на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделан на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данным выводом и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 29 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 ноября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.