Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата г. Кашира и р.п. Серебряные Пруды Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 7 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Нарцева Е.В. к военному комиссару г. Кашира и р.п. Серебряные Пруды Московской области Кочергину В.С, военному комиссариату г. Кашира и р.п. Серебряные Пруды Московской области о признании незаконным отказа в проведении повторного медицинского освидетельствования.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нарцев Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ военного комиссара г. Кашира и р.п. Серебряные Пруды Московской области от 22 декабря 2020 года N 2924 в направлении его на повторное медицинское освидетельствование, возложить обязанность направить на повторное медицинское освидетельствование для установления категории годности к военной (приравненной к ней) службе.
В обоснование требований административный истец указал, что 2010 году был зачислен в запас как ограниченно годный к военной службе. В настоящее время состояние здоровья изменилось, он здоров, намерен поступить на военную службу по контракту, для чего необходимо представить военный билет с указанием в нем категории годности к военной службе и пройти военно-врачебную комиссию, в связи с чем нуждается в повторном медицинском освидетельствование. Однако военкомат в направлении на медицинское переосвидетельствование отказал, ссылаясь на то, что действующим законодательством переосвидетельствование лиц старше 27 лет не предусмотрено. Полагал отказ незаконным, нарушающим его права, поскольку в соответствии с пунктами 84, 85 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Организация освидетельствования таких граждан возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
Решением Каширского городского суда Московской области от 13 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 7 июля 2021 года решение Каширского городского суда Московской области от 13 апреля 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 31 августа 2021 года через Каширский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 9 сентября 2021 года, военный комиссариат г. Кашира и р.п. Серебряные Пруды Московской области просит отменить состоявшийся судебный акт, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права. Указывает, что пункт 84 Положения о военно-врачебной экспертизе изменен с 10 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 года N 207. Поскольку Нарцев Е.В. на законных основаниях признан ограничено годным к военной службе по состоянию здоровья и освобожден от исполнения воинской обязанности, то он не является субъектом правоотношений, регулируемых постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565. Пункт 69 Положения о военно-врачебной экспертизе распространяется на граждан, не прошедших военную службу и пребывающих в запасе, однако Нарцев Е.В. не подлежит призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет.
На кассационную жалобу Нарцевым Е.В. поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец на дату обращения за переосвидетельствованием пребывал в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, являлся гражданином непризывного возраста, вследствие чего не мог быть призван для прохождения военной службы по призыву. Данное обстоятельство свидетельствует о законности отказа военного комиссариата в проведении Нарцеву Е.В. повторного медицинского освидетельствования.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ранее принятое заключение о признании Нарцева Е.В. ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья является препятствием для прохождения военной службы по контракту. Действующее законодательство не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. Граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. На военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, а также граждан, поступающих на приравненную службу.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что Нарцев Е.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Кашира и р.п. Серебряные Пруды (личное дело призывника по срокам давности хранения уничтожено).
Выписка из дела с протоколами заседаний призывной комиссии городского округа Кашира военного комиссариата г. Кашира и р.п. Серебряные Пруды Московской области (протокол от 7 декабря 2010 года N 17) содержит сведения о принятии призывной комиссией решения об освобождении Нарцева Е.В. на основании статьи 23-1-а от призыва на военную службу, зачислении в запас, признании ограниченно годным к военной службе ("данные изъяты").
8 декабря 2020 года Нарцев Е.В. обратился в военкомат с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования, представив медицинские документы, свидетельствующие, по его мнению, об отсутствии заболеваний, препятствующих прохождению службы.
По результатам рассмотрения заявления ответом военного комиссара г. Кашира и р.п. Серебряные Пруды Московской области от 22 декабря 2020 года N Нарцеву Е.В. отказано в повторном медицинском освидетельствовании.
Порядок отбора кандидатов из числа граждан на военную службу по контракту урегулирован статьей 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в соответствии с которой граждане, не находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить на военную службу по контракту, должны подать соответствующее заявление с необходимыми документами, а военный комиссар в течение месяца дать указание о проведении медицинского освидетельствования кандидата.
Согласно частей 1 и 2 статьи 58, пункта 1 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы, целью которой является определение годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Частями 1, 2, 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В силу пункта 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению по конкретным военно-учетным специальностям, обучению по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Согласно пунктам 3, 4 указанного Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе: граждан, поступающих на военную службу по контракту; граждан, поступающих на приравненную службу; граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 N 565, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (статья 69 Положения).
Согласно пунктам 84 и 85 Положения граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Организация освидетельствования таких граждан возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
Граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (подпункт "а" части 1 статьи 23 и части 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (часть 4 статьи 52 названного Федерального закона).
В силу статьи 70 Положения, граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
На основании изложенного, граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Организация освидетельствования таких граждан возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов. На военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, а также граждан, поступающих на приравненную службу.
Анализ приведенных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что проведение повторного медицинского освидетельствования гражданина, ранее признанного ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и пребывающего в запасе, необходимо для определения его годности к военной (или приравненной к ней) службе, обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Учитывая изложенное, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что Нарцев Е.В. военную службу не проходил, зачислен в запас по состоянию здоровья, намерен пройти медицинское освидетельствование с целью пересмотра ранее принятого медицинского заключения военно-врачебной комиссией, поскольку намерен служить в вооруженных силах по контракту, вследствие чего основания для оценки его здоровья и физического развития, а также изменения категории годности к военной службе у военного комиссариата г. Кашира и р.п. Серебряные Пруды Московской области имелись.
Доводы кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе, не призывного возраста основаны на ошибочном толковании норм материального прав и не являются основанием для отмены судебных актов, поскольку.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта и являться основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 7 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата г. Кашира и р.п. Серебряные Пруды Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.