Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Козлова А.М, Петровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушакова Н.Н. к департаменту социальной защиты Воронежской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве лица из числа детей-сирот, нуждающегося в предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе Ушакова Н.Н. на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 6 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, судебная коллегия
установила:
Ушаков Н.Н. обратился в суд с иском к департаменту социальной защиты Воронежской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве лица из числа детей-сирот, нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Заявленные требования мотивировал тем, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в период с 1982 года по 1984 год обучался и проживал в Североуральской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании школы-интерната был направлен на обучение в техническое училище N 8 г. Нижний Тагил. В период с 1985 года по апрель 1991 год он отбывал наказание в местах лишения свободы, после освобождения был занят поисками жилья и работы, а в октябре 1991 года достиг 23 летнего возраста. Считал, что срок для обращения с указанным заявлением пропущен им по независящим от него причинам, поскольку администрацией учебных учреждений в которых он проходил обучение каких-либо мер по постановке его на учет не предпринималось, а во время нахождения его в местах лишения свободы он был лишен возможности самостоятельно обратиться с заявлением в компетентные органы.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 6 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 апреля 2021 г, отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Ушаков Н.Н. ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений как незаконных.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ушаков Н.Н. родился 6 октября 1968 г, относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с 1982 года по 1984 год Ушаков Н.Н. являлся воспитанником образовательного учреждения школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N 24 муниципального учреждения управления образования муниципального образования г. Североуральск, где находился на полном государственном обеспечении. По окончании 8 класса выбыл в ТУ N 8 г. Нижний Тагил.
В период с июня 1985 года по апрель 1991 года истец отбывал наказание в местах лишения свободы.
Жилое помещение Ушакову Н.Н. не предоставлялось, на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не состоял.
При обращении 12 марта 2020 г. к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, Ушакову Н.Н. отказано в его удовлетворении, ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих, что до достижения 23 летнего возраста Ушаков Н.Н. обращался с указанным заявлением.
На момент обращения к ответчику Ушакову Н.Н. исполнился 51 год, доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших обращению в компетентный орган с данным заявлением до достижения 23 летнего возраста не представлено, в связи с чем данное право к настоящему времени истцом утрачено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 4, 13 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии у истца уважительных причин, препятствующих его обращению с заявлением к ответчику как до достижениям им 23 лет, так и далее до достижения истцом возраста 51 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом областной суд дополнительно руководствовался статьёй 40 Конституции Российской Федерации, статьи 33, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 57, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации".
Судебная коллегия находит правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций.
В части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации и РСФСР в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
При разрешении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин, по которым истец был лишен возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, установлены не были.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что нахождение в местах лишения свободы само по себе не препятствовало обращению истца с заявлением о постановке на учет с целью получения жилого помещения как лицу, относящему к категории детей-сирот.
В силу статьи 121 Кодекса о браке и семье РСФСР опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет. Следовательно, по достижении совершеннолетнего возраста и до 23-х лет истец имел реальную возможность самостоятельно обратиться с заявлением в компетентные органы с целью реализации жилищных прав.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, не представлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ не может являться основанием для отмены в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 6 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ушакова Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.