Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Захарова В.В, Лемякиной В.М, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску администрации Навлинского района Брянской области к судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области Цыркуновой Юлии Васильевне, УФССП России по Брянской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора
по кассационной жалобе администрации Навлинского района Брянской области
на решение Навлинского районного суда Брянской области от 31 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 22 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Захарова В.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с указанным иском в порядке административного судопроизводства, ссылаясь на то, что в межрайонном отделении судебных приставов по особым исполнительным производствам Брянской области на исполнении находится исполнительное производство N от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного ДД.ММ.ГГГГ Навлинским районным судом Брянской области о предоставлении Егоричеву Д.А. жилого помещения по договору социального найма специализированного жилищного фонда. Постановлением судебного пристава-исполнителя Цыркуновой Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ с администрации Навлинского района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Учитывая, что администрацией предпринимались все возможные действия в рамках переданных полномочий, направленные на исполнение решения суда для обеспечения жилым помещением Егоричева Д.А, истец просил суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела административный истец изменил заявленные требования, просил освободить администрацию Навлинского района Брянской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
На основании определения от 1 марта 2021 года суд перешел к рассмотрению административного дела по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Навлинского районного суда Брянской области от 31 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 22 июня 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Навлинского района Брянской области просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
На основании ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
По правилам ч.12 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, если должник не представил доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Эта же норма предусматривает право суда с учетом определенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено судами, на основании решения Навлинского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Навлинского района Брянской области была обязана предоставить Егоричеву Д.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья на территории п.Навля Брянской области.
На основании исполнительного листа, выданного Навлинским районным судом Брянской области ДД.ММ.ГГГГ, начальником отдела - старшим судебным приставом Навлинского РОСП УФССП России по Брянской области ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении должника администрации Навлинского района Брянской области.
В рамках исполнительного производства администрации Навлинского района Брянской области направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения Навлинского районного суда Брянской области. Срок исполнения указан - до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Навлинского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении заявления администрации Навлинского района Брянской области об отсрочке исполнения решения суда о предоставлении Егоричеву Д.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда. В связи с тем, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок администрация Навлинского района решение Навлинского районного суда Брянской области не исполнила, ДД.ММ.ГГГГ ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области Цыркунова Ю.В. вынесла постановление о взыскании с администрации Навлинского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Как было установлено судами, меры, на которые истец ссылался как на доказательство выполнения действий по исполнению судебного решения, были предприняты в период с апреля по июнь 2019 года, в то время, как решение о предоставлении Егоричеву Д.А. жилого помещения было вынесено Навлинским районным судом Брянской области ДД.ММ.ГГГГ.
При разрешении спора суды исходили из того, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора администрация Навлинского района не представила судебному приставу-исполнителю доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, а также наличие непреодолимых препятствий в срок, установленный для добровольного исполнения.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что несмотря на короткий срок, предоставленный судебным приставом исполнителем для исполнения решения суда, как на момент рассмотрения дела судами, так и на момент рассмотрения кассационной жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства исполнения решения Навлинского районного суда Брянской области от 25 сентября 2019 года о предоставлении жилого помещения Егоричеву Д.А, как лицу из числа детей-сирот. В кассационной жалобе заявитель на состоявшееся предоставление жилого помещения также не ссылается. В течение указанного периода времени администрацией в материалы дела также не представлено никаких объективных доказательств о предпринимаемых для исполнения судебного акта мерах после сентября 2019 года, заявитель ограничился только предоставлением своих объяснений об исчерпывающем, по его мнению, характере предпринимаемых мер.
Руководствуясь ст.ст. 30, 105, 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", суды, по имеющимся доказательствам, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления администрации о полном освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Иные доводы кассационной жалобы также уже были предметом оценки суда апелляционной инстанции, оспариваемые судебные акты содержат все необходимые суждения по соответствующим вопросам, тогда как по правилам ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, с учетом недопустимости отмены правильных по существу судебных актов только по формальным причинам, судебная коллегия не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Навлинского районного суда Брянской области от 31 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 22 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Навлинского района Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.