Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу защитника Корюковой Анастасии Анатольевны, действующей на основании доверенности в интересах Виноградовой Светланы Анатольевны, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Чебаркуля и Чебаркульского района Челябинской области от 29 апреля 2021 года, решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 08 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы Чебаркульского городского округа Виноградовой Светланы Анатольевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Чебаркуля и Чебаркульского района Челябинской области от 29 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 08 июля 2021 года, должностное лицо глава Чебаркульского городского округа Виноградова Светлана Анатольевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, Виноградова С.А. и её защитник просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как должностные, так и юридические лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Разделом 8 ГОСТ Р 50597-2017 установлены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц в зимний период.
При рассмотрении дела установлено, что 16 марта 2021 года в период с 09 часов 30 минут до 11 часов 45 минут, в ходе повседневной проверки технического состояния улиц на предмет наличия дефектов дорожного покрытия в виде ям, выбоин на улицах и дорогах на территории города Чебаркуля Челябинской области выявлены недостатки по содержанию и эксплуатации проезжей части, нарушающие требования пп. 8.1 - 8.13 ГОСТ Р 50597-17 "Автомобильные дороги и улицы. Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
А именно, установлено, что на проезжей части и обочин г..Чебаркуля было допущено образование уплотненного снежного покрова и рыхлого снега (снежных валов) по адресам: улица Куйбышева напротив домов N81-83 - имеются дефекты дорожного покрытия в виде уплотненного снежного покрова (наката из снежно-ледяной массы) глубиной от 8 см. до 12 см. и шириной 50 см, сужение проезжей части из-за наличия снежного вала на краю проезжей части и обочине; улица Куйбышева напротив домов N65-67 - имеются дефекты дорожного покрытия в виде уплотненного снежного покрова (наката из снежно-ледяной массы) глубиной от 7 см до 14 см и шириной 50 см, сужение проезжей части из-за наличия снежного вала на краю проезжей части и обочине; улица Уральская напротив дома N 8 - имеются дефекты дорожного покрытия в виде уплотненного снежного покрова (наката из снежно-ледяной массы) глубиной от 7 см. до 15 см. и шириной 40 см, образование зимней коллейности и сужение проезжей части из-за наличия снежного вала на краю проезжей части и обочине; улица Уральская напротив дома N 14 - имеются дефекты дорожного покрытия в виде уплотненного снежного покрова (наката из снежно-ледяной массы) глубиной от 7 см до 15 см и шириной 40 см, образование зимней коллейности и сужение проезжей части из-за наличия снежного вала на краю проезжей части и обочине; улица Уральская левее 85 метров от дома N 36 на проезжей части улицы и обочине имеются дефекты дорожного покрытия в виде рыхлого и уплотненного снега (переметы) глубиной от 20 см до 35 см. и шириной 250 см и длиной 280 метров, сужение проезжей части (одной полосы для движения) из-за наличия снежного вала на краю проезжей части и обочине; улица 8-Марта напротив домов N 12-16 - имеются дефекты дорожного покрытия в виде уплотненного снежного покрова (наката) глубиной от 10 см. до 15 см, шириной от 40 см до 60 см, образование зимней коллейности; улица Каширина, напротив домов N 29-24, 18-20 - имеются дефекты дорожного покрытия в виде уплотненного снежного покрова (наката из
снежно-ледяной массы) глубиной от 9 см. до 14 см. и шириной от 40 см до 60 см, образование зимней коллейности и сужение проезжей части из-за наличия снежного вала на краю проезжей части и обочине.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 31.03.2021, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 16.03.2021 с фототаблицей, актом контрольной проверки выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 18.03.2021, Положением об администрации Чебаркульского городского округа, Уставом Муниципального образования "Чебаркульский городской округ" и иными доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доводы жалобы о том, что Виноградова С.А. не является субъектом данного административного правонарушения, несостоятельны.
В соответствии с п. 6 ст. Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Исходя из положений приведенных норм и вышеприведенного п. 13 Основных положений субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 6 части 1 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа и обеспечиваются уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании Устава Муниципального образования "Чебаркульский городской округ" к вопросам местного значения городского округа и полномочиям администрации города относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 35 Устава города Глава муниципального образования является высшим должностным лицом Чебаркульского городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как верно установлено мировым судьей, в соответствии с решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа от 08 декабря 2020 года N31 на должность Главы Чебаркульского городского округа избрана и с 15 декабря 2020 года вступила Виноградова С.А.
Таким образом, глава Чебаркульского городского округа Виноградова С.А, являясь, в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами, ответственным должностным лицом за состояние дорог и дорожных сооружений, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи, с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Создание Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа, которое согласно положению, регламентирующему его деятельность, осуществляет, в том числе, организацию работ по содержанию автомобильных дорог, а также наделено функциями заказчика и технического контроля по указанным вопросам, не свидетельствует о делегировании администрацией данному учреждению всего объема полномочий при осуществлении указанного вида деятельности и, с учетом изложенных выше правовых положений, не освобождает главу администрации от осуществления контроля за исполнением переданных полномочий.
Доводы жалобы о том, что судами не установлена принадлежность автомобильных дорог по ул. Куйбышева, Уральская, 8-Марта, Каширина, не принимается, поскольку указанные дороги являются дорогами местного значения и находятся в границах Чебаркульского городского округа. Доказательства обратного не представлено.
Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Виноградовой С.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о привлечении должностного лица Виноградовой С.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Таким образом, ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет воспитательные и превентивные (предупреждающие) цели административного наказания, представляющего собой меру государственного принуждения к нарушителю.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, не допущено, нормы материального права применены правильно. При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Чебаркуля и Чебаркульского района Челябинской области от 29 апреля 2021 года, решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 08 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы Чебаркульского городского округа Виноградовой Светланы Анатольевны оставить без изменения, жалобу защитника Корюковой Анастасии Анатольевны - без удовлетворения
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.