Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев протест заместителя прокурора Курганской области Ураимова К.А. на вступившее в законную силу решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 27 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - "данные изъяты" "данные изъяты" Курганской ТЭЦ ПАО "Курганская генерирующая компания" Дементьева Владимира Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N44 судебного района города Кургана Курганской области от 07 апреля 2021 года "данные изъяты" "данные изъяты" по экономической безопасности Курганской ТЭЦ ПАО "Курганская генерирующая компания" Дементьев Владимир Анатольевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 27 мая 2021 года постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протесте, поданном на решение судьи городского суда, заместитель прокурора Курганской области Ураимов К.А, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Дементьев В.А, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, извещен о подаче данной жалобы, представил возражения по изложенным в жалобе доводам.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов протеста и представленных на него возражений, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со ст. 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2011 года N256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса) соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса (ч. 1 ст. 16 Закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса).
Частью 1 статьи 7 Закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года N458дсп, утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Как следует из материалов дела, 27 января 2021 года сотрудниками Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области проведена проверка соблюдения защищенности объектов Курганской ТЭЦ ПАО "Курганская генерирующая компания", расположенной по адресу: г.Курган, проспект Конституции, 29А, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Установлено, что в нарушение п. п. 83, 84 Правил обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно - энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458дсп (далее - Правила), на объекте Курганской ТЭЦ ПАО "Курганская генерирующая компания" под железобетонными плитами основного ограждения периметра отсутствует нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа. В полном объеме периметр не оборудованы системами охранной сигнализации (п. 177 Правил). В нарушение п. 247 Правил система охранного освещения не обеспечивает необходимые условия видимости всего ограждения объекта.
Распоряжением Губернатора Курганской области от 03.08.2017 N 260-р "Об утверждении перечня расположенных на территории Курганской области объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию" Курганская ТЭЦ ПАО "Курганская генерирующая компания" включен в указанный перечень.
Согласно п. 2.1 должностной инструкции, утвержденной генеральным "данные изъяты" ПАО "Курганская генерирующая компания" 30.03.2020 участие в создании мер антитеррористической и противодиверсионной защищенности производственных объектов Курганской ТЭЦ ПАО "Курганская генерирующая компания" возложено на "данные изъяты" по экономической безопасности СП Курганская ТЭЦ ПАО "Курганская генерирующая компания" Дементьева В.А.
"данные изъяты" прокурора г. Кургана вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 16.02.2021.
По данному факту мировым судьей судебного участка N 44 судебного района г. Кургана Курганской области вынесено постановление 07.04.2021, которым "данные изъяты" "данные изъяты" по экономической безопасности Курганской ТЭЦ ПАО "КГК" Дементьев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 27 мая 2021 года постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с наличием постановления о назначении административного наказания по одному и тому же факту совершения противоправных действий.
Вместе с тем выводы судьи городского суда следует признать ошибочными в силу следующего.
Глава 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет порядок назначения административного наказания, в том числе устанавливает правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений (статья 4.4).
В соответствии с ч. 1 этой статьи при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно ч. 5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен срок давности привлечения к административной ответственности, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Таким образом, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год со дня его обнаружения.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным является административное правонарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 данного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 указанного Кодекса).
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении Дементьева В.А. дела об административном правонарушении, выявленные в ходе проведения обследования Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области, отражены в акте, который составлен от 27 января 2021 года.
Срок давности привлечения Дементьева В.А. к административной ответственности на основании ст. 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует исчислять с 28 января 2021 года, который истечет 28 января 2022 года.
В рассматриваемом случае, наличие постановления мирового судьи судебного участка N 44 судебного района г. Кургана от 12.01.2018 о назначении "данные изъяты" "данные изъяты" Курганской ТЭЦ ПАО "Курганская генерирующая компания" Дементьеу В.А. административного наказания по ст. 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности не свидетельствует о его привлечении к административной ответственности дважды по одному и тому же факту совершения противоправных действий, поскольку назначенное наказание по постановлению от 12.01.2018, исполнено Дементьевым В.А. 02.02.2018, следовательно, период, когда лицо считалось подвергнутым административному наказанию, окончился 03.02.2019.
Наличие предписания об устранении выявленных нарушений N648/3018 от 12.12.2017, на что указывает в своем решение судья городского суда, также не является основанием для освобождения Дементьева В.А. от административной ответственности, поскольку неисполнение предписания является самостоятельным нарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выдача предписания об устранении нарушений является способом обеспечения соблюдения правил и норм. Более того, из содержания предписания следует, что срок для устранения выявленных нарушений истек 12.12.2019, тогда как акт проверки, явившийся основанием привлечения Дементьева В.А. к административной ответственности составлен 27.01.2021.
Таким образом, производство по настоящему делу необоснованно прекращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 27 мая 2021 года подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции не истек срок давности привлечения "данные изъяты" "данные изъяты" Курганской ТЭЦ ПАО "Курганская генерирующая компания" Дементьева В.А. к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение в Курганский городской суд Курганской области.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 27 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - "данные изъяты" "данные изъяты" Курганской ТЭЦ ПАО "Курганская генерирующая компания" Дементьева Владимира Анатольевича, отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Курганский городской суд Курганской области.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.