Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу Поздеева Сергея Георгиевича на решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 21 января 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 24 марта 2021 года, вынесенные по жалобе Поздеева Сергея Георгиевича на определение главного специалиста-эксперта отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 26 ноября 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Поздеев С.Г. 30 октября 2020 года обратился в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю с заявлением о привлечении сотрудников магазина "Глазовская птица" к административной ответственности за отказ в заключении договора купли-продажи вследствие нахождения Поздеева С.Г. в магазине без средства индивидуальной защиты (маски).
По результатам рассмотрения заявления главным специалистом-экспертом отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю 26 ноября 2020 года принято решение (в форме определения) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.8 КоАП РФ.
Решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 21 января 2021 года (N 12-21/2021) указанное определение оставлено без изменения, жалоба Поздеева С.Г. - без удовлетворения.
Решением судьи Пермского краевого суда от 24 марта 2021 года (N 7-490/2021) решение судьи районного суда и определение должностного лица оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Поздеев С.Г. выражает несогласие с указанными актами и ставит вопрос об их отмене.
Дело, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 12 октября 2021 года.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Из материалов дела следует, что 19 октября 2020 года сотрудники магазина "Глазовская птица" отказали в обслуживании Поздееву С.Г, поскольку в магазине он находился без маски.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Председателя Правительства Пермского края от 14 марта 2020 года N 5-рпп "О введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края введен режим функционирования "Повышенная готовность" и установлен региональный уровень реагирования с 15 марта 2020 года
В связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подп. "б" п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" издан Указ Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае".
Пунктом 7.2 Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 (здесь и далее в редакции, действовавшей по состоянию на 19 октября 2020 года) на физических лиц, находящихся на территории Пермского края, возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также в других общественных местах при участии в массовых мероприятиях, разрешенных в соответствии с настоящим Указом.
На основании п. 12.6 Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 на руководителей организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим Указом, возложена обязанность при выполнении работ (оказании услуг) и реализации товаров физическим лицам организовать (обеспечить) использование указанными лицами средств индивидуальной защиты (масок) и социальное дистанцирование при нахождении в торговом объекте или ином месте выполнения работ (оказания услуг); в случае отсутствия у указанных лиц средств индивидуальной защиты (масок) отказывать в допуске на торговые объекты и иные места выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора "О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования".
Доводы жалобы о том, что Указ Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 противоречит федеральным законом (в том числе Гражданскому кодексу Российской Федерации), подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии с п. "б" и "з" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Специальным законом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также регулирующим отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Исходя из взаимосвязанных положений п. 8 и подп. "а" п. 10 ст. 4.1 указанного закона при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Губернатор Пермского края является высшим должностным лицом Пермского края, которое возглавляет исполнительную власть в Пермском крае и несет ответственность за обеспечение исполнения высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края действующего законодательства (ст. 15, 20 устава Пермского края).
Таким образом, на федеральном законодательном уровне установлены права регионального органа государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, с учетом складывающейся ситуации в регионе, предусматривать действующие на территории субъекта Российской Федерации дополнительные и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Реализуя предоставленные приведенными федеральными законами полномочия, Губернатор Пермского края Указом от 20 августа 2020 года N 121 в условиях режима повышенной готовности ввел на территории региона соответствующие ограничительные меры, в том числе предусмотренные п. 7.2, 12.6 Указа.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено обеспечить определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Следовательно, совокупность введенных Указом Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 в границах территории Пермского края ограничительных мер в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации, была оправдана конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц и соразмерна реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Как верно указано судьей краевого суда, Указ Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 опубликован в установленном порядке, является действующим нормативным правовым актом, обязательным к исполнению как гражданами, так и должностными лицами, организациями.
Поскольку должностное лицо не усмотрело нарушений закона в действиях сотрудников магазина "Глазовская птица", отказавших Поздееву С.Г. в обслуживании 19 октября 2020 года, постольку в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано правомерно.
Жалоба Поздеева С.Г. не содержит аргументов, свидетельствующих о незаконности обжалуемых актов, поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
определение главного специалиста-эксперта отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 26 ноября 2020 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 21 января 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 24 марта 2021 года, вынесенные в отношении должностных лиц магазина "Глазовская птица", оставить без изменения, жалобу Поздеева Сергея Георгиевича - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.