Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мосунова Евгения Александровича на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 25 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 04 марта 2021 года, вынесенные по административному делу N2а-1398/2020 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения исправительная колония N52 ГУФСИН России по Свердловской области (ФКУ ИК-52) к Мосунову Евгению Александровичу об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении подлежащего освобождению из мест лишения свободы Мосунова Е.А. на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений в виде: запрета пребывания вне избранного места жительства в период с 22:00 до 06:00 часов, если это не связано с трудовой деятельностью; запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрета выезда за пределы избранного места жительства без разрешения ММО МВД России, если это не связанно с трудовой деятельностью; обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения на регистрацию.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 25 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены: в отношении Мосунова Е.А. установлен административный надзор на восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и до постановки его на учет в ММО МВД России по избранному месту жительства или пребывания. Установлены административные ограничения: запрет пребывания вне избранного места жительства в период с 22:00 до 06:00 часов, если это не связано с трудовой деятельностью; запрет посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрет выезда за пределы муниципального образования по избранному месту жительства без разрешения ММО МВД России, если это не связано с трудовой деятельностью; обязательная явка на регистрацию в ММО МВД России по избранному месту жительства два раза в месяц.
Апелляционным определением решение районного суда изменено, пункт третий абзаца третьего резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "запретить выезд за пределы территории Свердловской области без разрешения органа внутренних дел, если это не связано с трудовой деятельностью". В остальной части это же решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 23 июня 2021 года, Мосунов Е.А. просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, нарушение его прав.
Мосунов Е.А. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, извещен надлежащим образом по адресам, указанным в кассационной жалобе.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, исходя из вышеизложенного, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Разрешая административное исковое заявление административного истца, суды правильно определили характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, постановили судебные акты в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный Закон N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Федерального закона N 64-ФЗ)
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1, ч. 3 ст. 11 Федерального закона N 64-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (п. 3) и части 2 статьи 3 указанного закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, определены статьей 4 Федерального закона N 64-ФЗ.
Разрешая административное исковое заявление и устанавливая в отношении Мосунова Е.А. административный надзор сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда, правильно руководствовались положениями статей 2, 3 5 Федерального закона N 64-ФЗ, учли характер и степень общественной опасности совершенного Мосуновым Е.А. тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступления.
При этом, определяя срок административного надзора, суд применил положения пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ, принял во внимание положения пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации и установиладминистративный надзор сроком на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Правильно применив данные законоположения, установив, что Мосунов Е.А. осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска.
Оснований для изменения обжалуемых судебных актов в части срока административного надзора по доводам кассационной жалобы не имеется, указанный срок установлен в соответствии с императивным предписанием закона, в связи с чем, доводы кассационной жалобы относительно чрезмерности срока административного надзора и необходимости его уменьшения судебной коллегией отклоняются.
При наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", Мосунов Е.А. имеет права обратиться с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Исчисление срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения осужденного и установленные ограничения определены в соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона N 64-ФЗ.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют требованиям закона и основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 10, 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" лицо, в отношении которого установлен административный надзор, вправе обратиться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами. Следовательно, назначенные административные ограничения, предусмотренные законом, не ограничивают права поднадзорного лица.
Само по себе установление Мосунову Е.А. ограничения в виде запрета выезда за пределы Свердловской области без разрешения органа внутренних дел, если это не связано с трудовой деятельностью, не свидетельствует о нарушении его прав и свобод. При установлении данного ограничения суды исходили из имеющихся в деле сведений о предыдущем месте проживания Мосунова Е.А. и наличии регистрации по адресу: "данные изъяты"
Отклоняется довод кассационной жалобы о не предоставлении Мосунову Е.А. возможности личного участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции, поскольку о времени и месте судебного рассмотрения апелляционной жалобы Мосунов Е.А. был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует отобранная от него администрацией учреждения расписка, содержащая только ходатайство об истребовании из Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области сведений о его регистрации (прописке) по месту жительства в Свердловской области до осуждения.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов, но их не опровергают, и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела; нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Камышловского районного суда Свердловской области от 25 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 04 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мосунова Евгения Александровича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.