Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
судей Ермолаевой Л.П, Печенкиной Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пермяковой Ирины Валентиновны на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 20 апреля 2021 года, вынесенные по административному делу N2а-70/2021 по административному исковому заявлению Пермяковой Ирины Валентиновны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области, Черепанову Игорю Владимировичу о признании незаконным предписания, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Пермякова Ирина Валентиновна (далее - Пермякова И.В.) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра), государственному инспектору городского округа Первоуральск, Шалинского городского округа, городского округа Староуткинск, Новоуральского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель Черепанову И.В. о признании незаконным предписания.
В обосновании иска указала, что по результатам проверки соблюдения земельного законодательства, проведенной государственным инспектором Черепановым В.В, выявлено нарушение, выразившееся в самовольном занятии Пермяковой И.В. земельного участка примерной площадью 52 кв.м, используемого под расширение принадлежащего ей участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты", на основании чего было вынесено предписание от 17.01.2020 N 12 об устранении указанных нарушений в срок до 10.07.2020. Считает вынесенное предписание незаконным, поскольку проверка должностным лицом проведена в отсутствие на то законных оснований, а выводы о наличии самовольного захвата не соответствующими фактическим обстоятельствам.
Определениями Новоуральского городского суда Свердловской области от 11.12.2020 и от 17.12.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Аржадеев А.И, Аржадеева А.И, а также Карпович А.В, Буторов В.Г, Буторов А.В, Администрация Новоуральского городского округа, Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 11 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 20 апреля 2021 года, в удовлетворении административного иска Пермяковой И.В. отказано.
В кассационной жалобе, Пермякова И.В. и ее защитник просят отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В доводах жалобы обращают внимание на то, что акт проверки произведённого инспектором носит предположительный характер. В соответствии с документами и данными ЕГРН площадь принадлежащего Пермяковой И.В. участка составляет 1472 кв.м, тогда как по данным обмера, проведенного государственным инспектором Черепановым И.В, площадь земельного участка составила 1426 кв.м. Суды также не оценили тот факт, что границы земельного участка были сформированы более 15 лет назад, доводы судов о наличии захвата земельного участка не подтверждены надлежащим образом. Суды также не дали оценки показаниям свидетелей "данные изъяты"
В суде кассационной инстанции представитель административного истца Сальников С.А. на удовлетворении кассационной жалобы настаивал по приведенным в жалобе основаниям.
Иные участвующие в деле лица в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заявленное представителем административного истца в кассационной жалобе ходатайство о назначении по делу судебно-кадастровой экспертизы для определения наличия или отсутствия реестровой (кадастровой) ошибки, допущенной ранее при определении границы земельного участка удовлетворению не подлежит, поскольку исходя из буквального толкования положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих вопросы производства в суде кассационной инстанции, в их совокупности и взаимосвязи, при рассмотрении кассационной жалобы кассационный суд не вправе устанавливать новые обстоятельства, а также исследовать новые доказательства.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Пермякова И.В. является собственником земельного участка, площадью 1472 +/- 27 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Смежными с земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" являются участки с кадастровыми номерами: "данные изъяты"
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты" принадлежит на праве общей долевой собственности Аржадееву А.И. и Аржадеевой А.И. (по 1/2 доли у каждого); земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты" принадлежит на праве собственности Карпович А.В.; земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты", находится в муниципальной собственности и предоставлен Администрацией Новоуральского городского округа на праве аренды Буторову В.Г. и Буторову А.В.; земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" - автомобильная дорога по улице пер. Садовый п. Мурзинка протяженностью 343 м, находится в муниципальной собственности Новоуральского городского округа и предоставлен МКУ "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа на праве оперативного управления, что подтверждается ответами из Администрации Новоуральского городского округа, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Свердловской области N 7871/ф от 16.12.2019 государственным инспектором городского округа Первоуральск, Шалинского городского округа, городского округа Староуткинск, Новоуральского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель Черепановым И.В. была проведена документарная и выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении Пермяковой И.В. Указанная проверка проводилась с целью обеспечения установленного правового режима использования земель, проверки доводов, изложенных в обращении Аржадеева А.И. Основанием для вынесения распоряжения N 7871/ф от 16.12.2019 явилось мотивированное представление государственного инспектора Черепанова И.В. N 137 от 16.12.2019.
По результатам проверки государственным инспектором Черепановым И.В. составлен акт проверки N 13 от 14.01.2020, из которого следует, что была проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении Пермяковой И.В.
В ходе проверки было установлено, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 472 кв.м, (по сведениям Единого государственного реестра недвижимости площадь уточненная), расположенный по адресу: "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве собственности Пермяковой И.В. на основании договора купли-продажи от 20.09.2007, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации N "данные изъяты" от 17.10.2017.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на указанном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности Пермяковой И.В. на основании договора купли-продажи от 20.09.2007, технический план здания от 17.10.2017, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации N "данные изъяты" от 09.11.2017.
При визуальном осмотре установлено, что земельный участок по периметру огорожен забором. На указанном земельном участке расположен дом. Использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования, указанного в ЕГРН, а именно, для индивидуального жилищного строительства. При проведении выездной проверки в присутствии Пермяковой И.В. были произведены линейные замеры границ земельного участка, отраженные в приложении к акту "Обмер границ земельного участка". По итогам обмера площадь земельного участка составляет 1 426 кв.м, из которых примерно 52 кв.м, расположены за границами земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", а именно с западной стороны 41 кв.м, с восточной стороны 11 кв.м. В результате сравнения произведенных линейных замеров с размерами, содержащимися в сведениях ЕГРН выявлено несоответствие фактических границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" сведениям о площади и местоположении границ в отношении указанного земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Документы, подтверждающие права на земельный участок, примерной площадью 52 кв.м. Пермяковой И.В. не представлены. Сведения ЕГРН о наличии прав, ограничений (обременений) на земельный участок площадью 52 кв.м, используемый под расширение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", отсутствуют.
17.01.2020 по результатам проверки государственным инспектором городского округа Первоуральск, Шалинского городского округа, городского округа Староуткинск, Новоуральского городского округа Свердловской области Черепановым И.В, Пермяковой И.В. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации N 12, в котором указано на выявленное нарушение, выразившееся в самовольном занятии Пермяковой И.В. земельного участка примерной площадью 52 кв.м, используемого под расширение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", в том числе, использование в отсутствии предусмотренных законодательства Российской Федерации прав на земельный участок, что является нарушением требований ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации. Пермяковой И.В. предписано устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 10.07.2020 (включительно); оформить предусмотренные законодательством Российской Федерации права на самовольно занятый земельный участок или привести границы земельного участка в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суды первой и апелляционной инстанции, пришли к выводу об отсутствии нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре) в действиях должностных лиц Управления и наличии обстоятельств самовольного занятия земельного участка примерной площадью 52 кв.м, под расширение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Пунктом 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается, в том числе, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Статьей 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре, устанавливающее порядок осуществления такого надзора (далее - Положение о надзоре).
Согласно п. 2 Положения о надзоре Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальными органами.
В силу п. 3 Положения о надзоре Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы среди прочего осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами (пункт 12 Положения о надзоре).
Приказом Росреестра от 18.06.2019 N П/0240 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора (далее - Административный регламент).
Пунктами 76, 97 Административного регламента определено, что по результатам проверки должностным лицом Росреестра, проводящим проверку, составляется акт проверки.
Подпунктом 5 пункта 7 Административного регламента предусмотрено право уполномоченного должностного лица Росреестра при осуществлении государственного земельного надзора выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Согласно акту проверки от 14.01.2020 N13 инспектором выявлено нарушение, выразившееся в самовольном занятии Пермяковой И.В. земельного участка примерной площадью 52 кв.м, используемого под расширение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на данный земельный участок.
Данное обстоятельство установлено государственным инспектором по использованию и охране земель путем установления местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка посредством использования поверенных геодезических приемников - лазерный измерительный прибор "Leica DISTO D510".
В силу статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
При рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций установлено отсутствие у Пермяковой И.В. прав на дополнительно используемый земельный участок площадью 52 кв.м, что свидетельствует о не соблюдении указанным лицом требований земельного законодательства, за нарушение которых ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что вынесенное государственным инспектором Свердловской области по использованию и охране земель предписание N12 от 17.01.2020 отвечает требованиям действующего законодательства и правомерно признано законным.
Доводы кассационной жалобы согласно которым суды не учли, что заявленные Пермяковой И.В. требования являются спором о фактических границах смежных земельных участков, которые существуют на местности более 15 лет, не могут быть признаны состоятельными, так как в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.
То обстоятельство, что существует смещение границ земельных участков не только в сторону принадлежащего Аржадеевым земельного участка, но и в сторону земельного участка Пермяковой И.В, не влечет отмену обжалуемых судебных актов, поскольку фактическое уменьшение площади земельного участка Пермяковой И.В. в силу смещения границ иных соседних земельных участков не устраняет нарушение, связанное с самовольным занятием административным истцом 52 кв.м. принадлежащего Аржадеевым земельного участка.
Иные приведенные заявителем доводы основаны на субъективной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, подлежат оставлению без изменения, так как предусмотренные ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пермяковой Ирины Валентиновны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17.09.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.