Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Свердловской области на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 04 марта 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-280/2021 по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела МВД России "Каменск-Уральский" к Васильеву Сергею Александровичу об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Потапченко А.Е, полагавшего, что судебные акты подлежат изменению, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исполняющий обязанности начальника Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Каменск-Уральский" (МО МВД РФ "Каменск-Уральский" обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Васильева С.А. в порядке, установленном Федеральным законом N 64 от 06 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы", с установлением административных ограничений в виде: запрета выезда за пределы Свердловской области без разрешения органа внутренних дел; обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренний дел по месту жительства, либо по месту пребывания.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 14 января 2021 года требования об установлении административного надзора в отношении Васильева С.А. удовлетворены: установлен административный надзор на срок, необходимый для погашения судимости (08 лет), за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; срок административного надзора исчислять с даты постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства или пребывания; установить административные ограничения в виде: запрета выезда за пределы "данные изъяты" без разрешения органа внутренних дел; обязательной явки 1 раз в месяц в отдел полиции по месту жительства или пребывания.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 04 марта 2021 года, решение районного суда изменено: срок административного надзора исчислять со дня истечения срока оставшейся не отбытой части наказания, назначенного приговором Красногорского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 05 октября 2015 года. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поданном 12 августа 2021 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, исполняющим обязанности прокурора Свердловской области поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда и оставлении в силе решения районного суда, изменив его резолютивную часть: срок административного надзора исчислять с момента вступления решения суда в законную силу.
Лица, участвующие в деле, извещены по адресам, имеющимся в материалах дела, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы в суде кассационной инстанции надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заключение прокурора Потапченко А.Е, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 настоящего Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Порядок производства по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установлен главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 273 настоящего Кодекса в резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны содержаться следующие сведения: по административному делу об установлении или о продлении административного надзора - срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Разрешая административное исковое заявление административного истца, суды правильно определили характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В силу пунктов 2 и 3 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Установив, что административный ответчик подпадает под категорию лиц, в отношении которых законом предусмотрено установление административного надзора - имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, при этом в действиях Васильева С.А. установлен особо опасный рецидив преступлений, нижестоящие суды с учетом его личности, общественной опасности совершенных им преступлений пришли к правильному выводу о необходимости установления административного надзора с применением указанных ограничений, что соответствует требованиям, законодательства, обусловлено интересами общественной безопасности, является необходимым и соразмерным, соответствует задачам и целям административного надзора, которыми являются предупреждение совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Позиция судов нижестоящих судебных инстанций об установлении административного надзора в отношении Васильева С.А. сроком восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, основана на правильном толковании и применении норм законодательства, регулирующего спорное правоотношение, так как согласно пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечение восьми лет после отбытия наказания.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Изменяя решение суда первой инстанции относительно исчисления срока административного надзора в отношении Васильева С.А. с даты постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства или пребывания, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 86 УК РФ пришел выводу о необходимости его исчисления - со дня истечения срока оставшейся не отбытой части наказания, назначенного приговором Красногорского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 05 октября 2015 года.
Такой вывод суда апелляционной инстанции является ошибочным исходя из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Как следует из судебных актов, 30.10.2018 Васильев С.А. освобожден условно-досрочно на 2 года 1 месяц 29 дней и условно-досрочное освобождение истекает 29.11.2020. Согласно апелляционному определению судебной коллегии по административным делам от 04.03.2021 срок административного надзора начинает исчисляться с 30.11. 2020.
При этом судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что решение суда первой инстанции было принято 14.01.2021, оно вступило в законную силу 11.03.2021, то есть спустя более двух месяцев с начала исчисления срока административного надзора, что действующим законодательством об установлении надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, не предусмотрено.
В этой связи, на данное апелляционное определение прокурором подано кассационное представление, которое судебная коллегия считает необходимым удовлетворить.
Судебная коллегия соглашается с доводами кассационного представления о том, что судом апелляционной инстанции придано ретроспективное действие судебному постановлению об установлении административного надзора, что не предусмотрено действующим законодательством.
С учетом требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ и установленных обстоятельств, срок административного надзора следует исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
С учетом требований части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции и апелляционное определение изменить.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 04 марта 2021 года изменить.
Установить в отношении Васильева Сергея Александровича административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора в отношении Васильева Сергея Александровича исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Установить в отношении Васильева Сергея Александровича следующие административные ограничения:
запретить выезд за пределы "данные изъяты" без разрешения органа внутренних дел;
обязать являться на регистрацию в отдел полиции по месту жительства или пребывания один раз в месяц.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.