Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
судей Ермолаевой Л.П, Печенкиной Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ивичук Елены Викторовны на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 15 марта 2021 года, вынесенные по административному делу N2а-1045/2020 по административному исковому заявлению Ивичук Елены Викторовны к администрации Чебаркульского городского округа об оспаривании решения органа местного самоуправления, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ивичук Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области о признании незаконным решения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области N 3274 от 20 августа 2020 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка, возложении обязанности предоставить государственную услугу "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
В обоснование административного иска ссылалась на незаконность отказа администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области в удовлетворении её заявления о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Челябинская "данные изъяты" и соседнего земельного участка, расположенного северо-восточной стороны, с кадастровым номером "данные изъяты"
Решением Чебаркульского городского суда Челябинской области от 12 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 15 марта 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 12.08.2021, административный истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В доводах жалобы обращает внимание на то, что земельный участок площадью 577 кв.м. соответствует всем требованиям п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеет свободного доступа, в связи, с чем администрация, как собственник данного участка, не может в полной мере осуществлять свои права. Полагает, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным.
Участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела в кассационном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились, представителей не направили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч. 3 ст. 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что Ивичук Е.В. является собственником земельного участка, площадью 741 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"
С северо-восточной стороны границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположен земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 577 кв.м, который находится в муниципальной собственности Чебаркульского городского округа.
Из заявления Ивичук Е.В. от 13 августа 2020 года, адресованного главе Чебаркульского городского округа, следует, что Ивичук Е.А. просила об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для перераспределения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 1318 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" категория земель - земли населенных пунктов, вид использования - индивидуальное жилищное строительство. К заявлению приложены: копии паспорта, выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", заключения кадастрового инженера, а также заявление, кадастровая выписка на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", схема расположения земельных участков.
Из заявления от 13 августа 2020 года в администрацию Чебаркульского городского округа усматривается, что Ивичук Е.В. просила предоставить государственную услугу об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемого земельного участка в случае перераспределения земельных участков и возможного образования самостоятельного земельного участка площадью 1318 кв.м, в соответствии с приложенной схемой. Указала, что Ивичук Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты". В муниципальной собственности находится земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 577 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты", по смежеству (с северо-восточной стороны) с домовладением N "данные изъяты".
В ответ на данное заявление администрацией Чебаркульского городского округа Челябинской области подготовлено письмо от 20 августа 2020 года N 3274, в котором Ивичук Е.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так как земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, может быть сформирован как самостоятельный земельный участок, учитывая п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, под. 3, п. 2.16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что Земельный кодекс Российской Федерации не допускает образование одного земельного участка из двух самостоятельных земельных участков в процедуре перераспределения. Представленная Ивичук Е.А. для утверждения в администрацию схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривает образование одного земельного участка площадью 1318 кв.м, из двух самостоятельных земельных участков с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 741 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", принадлежащего на праве собственности административному истцу, и с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 577 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" по смежеству (с северо-восточной стороны) с домовладением N "данные изъяты" являющегося муниципальной собственностью Чебаркульского городского округа, что является нарушением требований действующего земельного законодательства.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Общие правила и условия образования земельных участков определены ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее так же - ЗК РФ), согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).
Согласно подпунктам 1, 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Из содержания положений п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3 ст. 39.28 настоящего Кодекса).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в том числе в случае: перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 9 и 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В силу под. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в том числе в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Суды, установив, что рядом с земельным участком истца имеются муниципальные земли, площадь которых превышает 400 кв.м, что свидетельствует о наличии возможности формирования из указанных муниципальных земель самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям Правил землепользовании и застройки муниципального образования, утвержденными Решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа Челябинской области от 22 декабря 2016 года N 245 к минимальному размеру земельных участков территориальной зоны В1.1 - малоэтажная жилая застройка, пришли к верному выводу о законности оспариваемого отказа органа местного самоуправления и отсутствии в силу этого нарушения прав административного истца.
Довод о том, что к вновь сформированному земельному участку отсутствует надлежащий подъезд, в связи, с чем как самостоятельный этот участок использован быть не может, допустимыми и относимыми доказательствами, представленными в материалы дела, не подтвержден, в силу чего подлежит отклонению.
Иные приведенные заявителем доводы основаны на субъективной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, подлежат оставлению без изменения, так как предусмотренные ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 15 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ивичук Елены Викторовны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 22.09.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.