Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Печенкиной Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иванкина Михаила Васильевича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 28 июня 2021 года, вынесенные по административному делу N2а-2291/2021 по административному исковому заявлению Иванкина Михаила Васильевича к Управлению Росреестра по Тюменской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации прав, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Иванкин М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области (далее также - Управление Росреестра по Тюменской области) о признании незаконным решения от 04 июня 2020 года о приостановлении государственной регистрации прав на квартиру, расположенную по адресу: "данные изъяты" Заявленные требования мотивировал тем, что 28 мая 2020 года им совместно с "данные изъяты" поданы документы для государственной регистрации перехода права собственности на указанный объект недвижимости. Уведомлением от 04 июня 2020 года государственная регистрация права приостановлена в связи с тем, что одна из предыдущих сделок в отношении квартиры является недействительной. Считает уведомление незаконным, поскольку его права на объект недвижимости зарегистрированы и не оспорены.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 05 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 28 июня 2021 года в удовлетворении требований административного истца отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Иванкин М.В. обратился с кассационной жалобой, поступившей в суд первой инстанции 18.08.2021. В обоснование доводов жалобы указывает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку приобретатель недвижимого имущества признается добросовестным до тех пор, пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии у продавца прав на отчуждение этого имущества. Административным ответчиком не представлено доказательств недобросовестности Иванкина М.В. несмотря на то, что обязанность по доказыванию данного обстоятельства возлагается на него. Кроме того полагает, что судом допущены процессуальные нарушения, т.к. суд не привлек к участию в деле нотариуса, чье сообщение послужило основанием для приостановления регистрации права.
Участвующие в деле лица в заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Судами установлено, что 31 января 2017 года за Иванкиным М.В. зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: "данные изъяты"
28 мая 2020 года между Иванкиным М.В. и "данные изъяты" заключен договор купли-продажи указанной квартиры (л.д.67-70).
28 мая 2020 года Иванкин М.В. в лице представителя "данные изъяты" через МФЦ обратились в Управление Росреестра по Тюменской области к ответчику с заявлениями о государственном кадастровом учете перехода нрава собственности на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: "данные изъяты" (л.д. 52-66).
Уведомлением от 04 июня 2020 года государственная регистрация права была приостановлена по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ в силу которого осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости.
Из указанного Уведомления следует, что запись о праве собственности Иванкина М.В. внесена 31 января 2017 года на основании договора купли - продажи от 25 января 2017 года, согласно которому "данные изъяты" (продавец) продал Иванкину М.В. (покупатель) квартиру.
До этого, 16 января 2017 года в ЕГРН внесена запись о праве собственности "данные изъяты" "данные изъяты". на основании договора купли - продажи квартиры от 26 декабря 2016 года, удостоверенного "данные изъяты" нотариусом нотариального округа города Тюмени Тюменской области 26 декабря 2016 года, реестровый номер 10-3076, согласно которому, "данные изъяты" (продавцы) продали квартиру "данные изъяты" (покупатель). В Управление поступила информация от нотариуса нотариального округа города Тюмени "данные изъяты" где указано, что договор купли - продажи, заключенный между "данные изъяты" (продавцы) с "данные изъяты" (покупатель) от 26 декабря 2016 года, предметом которого является квартира на первом этаже пятиэтажного дома, назначение: жилое, площадь 41.9 кв.м, по адресу: "данные изъяты", ею не удостоверялся, доверенность от имени "данные изъяты". на имя "данные изъяты" от 08 августа 2016 года по реестру 8Д-2045 на продажу, передачу в залог названной квартиры также не удостоверялась. Следовательно, договор купли - продажи квартиры от 26 декабря 2016 года, на основании которого в ЕГРН внесена запись о праве собственности "данные изъяты" а также все последующие сделки в отношении вышеуказанного объекта недвижимости ничтожны. Таким образом, Иванкин М.В. не вправе распоряжаться объектом недвижимости по адресу: "данные изъяты" в связи с чем, осуществление действий по государственной регистрации перехода права, права собственности, ипотеки в силу закона приостанавливается (т. 1 л.д. 72).
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
По смыслу части 1 статьи 14 названного Закона государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев.
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Федеральный закон N 218-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Часть 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 названной нормы Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в числе прочего в случае, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2); Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса (пункт 3); Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином (пункт 6).
Положениями статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ регламентировано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3); Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5).
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части.
По смыслу названных положений законодательства, при наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимость записи о праве собственности лица на имущество, лицо признается обладателем всех полномочий собственника, поименованных в пункте 1 статьи 209 ГК РФ до тех пор, пока такое право не будет оспорено в судебном порядке и на основании вступившего в законную силу судебного акта запись о правах лица не будет исключена из Единого государственного реестра прав на недвижимость.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не обладает полномочиями по оспариванию содержащихся в Едином государственном реестре записей о правах на недвижимое имущество, поскольку с иском в суд об оспаривании права может обратиться лишь правообладатель такого имущества (лицо, полагающее себя правообладателем).
Из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств того, что содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемое решение.
Доказательств наличия вступившего в законную силу судебного акта, которым разрешен спор о правах на объект недвижимости - квартиру по адресу: "данные изъяты", и в резолютивной части которого содержится вывод, являющийся основанием для исключения (прекращения) из ЕГРН записи о праве собственности Иванкина М.В. на спорное имущество, административным ответчиком не представлено.
При названных обстоятельствах у административного ответчика не имелось оснований для вывода об отсутствии у Иванкина М.В. прав на объект недвижимости и полномочий на распоряжение им и, соответственно, не имелось полномочий для приостановления государственной регистрации на основании пункта 1 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
Поскольку действия Управления Росреестра по Тюменской области не соответствуют требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и нарушают права заявителя, принятое административным ответчиком решение о приостановлении государственной регистрации прав, выраженное в Уведомлении от 04 июня 2020 года, является незаконным.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Учитывая, что при рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия полагает возможным приять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 28 июня 2021 года отменить.
Принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от 04 июня 2020 года о приостановлении государственной регистрации права.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22.09.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.