Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 30 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 10 февраля 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-7851/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Кургана о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения прокурора Таскаевой А.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Кургана, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействие администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по приведению состояния проезжей части проезда от ул. Чернореченская до дома N 68 по ул. Школьная, проезжих частей по ул. Свердлова в районе дома N 18А по ул. Зорге, ул. Герцена в районе дома N 92 в городе Курган, в соответствии со стандартами, техническими нормами (п.п.5.2.4 "ГОСТ Р 50597. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля"); возложении на администрацию города Кургана обязанности по организации указанных работ.
В обоснование административного иска указано, что по результатам проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установлено несоответствие дорожного покрытия улицы Чернореченская, Школьная, Свердлова, Р.Зорге, Герцена в городе требованиям действующих нормативных документов и создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий по дорожным условиям.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 30 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 10 февраля 2021 года, административный иск прокурора удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной 07 сентября 2021 года, администрация города Кургана просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение материального права. Приводит доводы, что надлежащими ответчиками по данному делу являются департамент развития городского хозяйства и специализированное МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана".
Представитель администрации города Кургана в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, извещен надлежащим образом по адресу, указанному в кассационной жалобе.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, исходя из вышеизложенного, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Таскаеву А.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Поводом обращения прокурора в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц послужила проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в городе Кургане. Выявленные недостатки в содержании дорого, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения зафиксированы в актах, составленными госинспектором ОГИБДД УМВД России по г.Кургану.
В ходе судебного разбирательства было установлено несоответствие дорожного покрытия состояния проезжей части проезда от улицы Чернореченская до дома N 68 по улицы Школьная, проезжих частей по улицы Свердлова в районе дома N 18А по улице Зорге, улицы Герцена в районе дома N 92 в городе Кургане, требованиям п.п.5.2.4 "ГОСТ Р 50597. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на администрацию города Кургана обязанность по организации работ по приведению состояния проезжей части дорог в нормативное состояние, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 10.12. 1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28.02.2005 N 38, п.п.5.2.4 "ГОСТ Р 50597. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", учел негативные последствия для населения, проживающего на данной территории, и факт непринятия собственником имущества должных мер по его надлежащему техническому содержанию.
Суд апелляционной инстанции, исходя из подтвержденного факта нахождения автомобильных дорог по улице Чернореченская, Школьная, Свердлова, Р.Зорге, Герцена в городе Кургане в собственности муниципального образования и на балансе администрации города Кургана, согласился с выводами суда первой инстанции.
Позиция судов первой и апелляционной инстанций основана на правильном толковании норм Федерального закона от 10.12. 1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" во взаимосвязи с нормативными правовыми актами, устанавливающими полномочия администрации г. Кургана, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Федерального закона закреплено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уставом муниципального образования города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28.02.2015 N38 закреплено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1.11 Устава).
В соответствии с Положением о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 27.05.2020 N 57 администрация города Кургана является уполномоченным органом, обеспечивающим осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, и уполномоченным органом, осуществляющим муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (п.2 Положения).
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы вывод судов о том, что администрация города Кургана является надлежащим ответчиком по настоящему иску прокурора, мотивирован и соотносится с положениями, закрепленными в указанных нормативных правовых актах.
Установив, что имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам города Кургана, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по организации работ по приведению состояния проезжей части проезда от улицы Чернореченская до дома N 68 по улице Школьная, проезжих частей по улице Свердлова в районе дома N 18А по улице Зорге, улицы Герцена в районе дома N 92 в городе Кургане, в соответствии с п.п.5.2.4 "ГОСТ Р 50597. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Доводы кассационной жалобы о том, что надлежащими ответчиками по данному делу являются департамент развития городского хозяйства и специализированное МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана", подлежат отклонению, поскольку создание органом местного самоуправления муниципальных учреждений не освобождает владельца автомобильных дорог от обязанности по их содержанию, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением созданными учреждениями возложенных на них задач.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены в принятых по делу судебных постановлениях.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, связаны с оценкой фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, что не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Таким образом, предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 30 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.