Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Стапанова П.В, Ермолаевой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видео-конференц-связи кассационную жалобу кандидата в депутаты Думы города Нижневартовска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Арслановой Юлии Фадисовны на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 24 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 сентября 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-5751/2021 по административному исковому заявлению Арслановой Юлии Фадисовны к Территориальной избирательной комиссии города Нижневартовска об оспаривании решения о регистрации кандидата в депутаты Думы города Нижневартовска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснение представителя Яушанова Б.А, действующего в интересах Арслановой Ю.Ф, заключение прокурора Таскаевой А.А, полагавшей судебные акты оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
кандидат в депутаты Думы города Нижневартовска по одномандатному избирательному округу N 16 Арсланова Ю.Ф. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просила отменить решение (постановление) Территориальной избирательной комиссии города Нижневартовска от 07 августа 2021 года N 28/232 о регистрации Бикташевой Анны Анатольевны кандидатом в депутаты Думы города Нижневартовска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16.
В обоснование административного иска сослалась на недостаточное представление количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 24 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 03 сентября 2021 года, требования административного истца Арслановой Ю.Ф. оставлены без удовлетворения.
В поданной 06 сентября 2021 года кассационной жалобе Арсланова Ю.Ф. просит об отмене принятых по делу судебных актов, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Указывает, что из 11 подписных листов, в которых содержалось 44 подписи избирателей, недействительных подписей помимо выявленных рабочей группой являются пять подписей, в связи с тем, что исправления в сведения об избирателях внесены иным лицом. Полагает, что пять подписей избирателей дополнительно должны быть признаны недействительными, что послужило бы основанием для отказа кандидату в регистрации в связи с недостаточностью оставшегося количества достоверных подписей избирателей.
В возражениях на кассационную жалобу Бикташева А.А. просила оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы в суде кассационной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Яушанова Б.А, заключение прокурора Таскаевой А.А, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, решением Думы города Нижневартовска от 25 июня 2021 года N 794 назначены выборы депутатов Думы города Нижневартовска седьмого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Нижневартовска от 07 августа 2021 года N 28/232 Бикташева А.А. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы города Нижневартовска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16; основание регистрации - самовыдвижение.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Нижневартовска от 11 августа 2021 года N 31/255 кандидатом в депутаты по тому же многомандатному избирательному округу зарегистрирована Арсланова Ю.Ф, в результате оба кандидата Арсланова Ю.Ф. и Бикташева А.А. являются зарегистрированными кандидатами на предстоящих выборах депутатов Думы города Нижневартовска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме
Основные гарантии реализации этого конституционного права установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии города Нижневартовска от 07 августа 2021 года N 28/232, суды исходили из того, что кандидатом в депутаты Думы города Нижневартовска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Бикташевой А.А. в территориальную избирательную комиссию в установленный срок были предоставлены надлежащим образом оформленные необходимые для регистрации документы, количество подписей в поддержку выдвижения кандидата Бикташевой А.А. являлось достаточным для её регистрации, избирательная комиссия действовала в соответствии с требованиями закона. При этом суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что исправления в подписных листах внесены с соблюдением действующего избирательного законодательства.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, находит их правильными. Суды обоснованно признали административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку обстоятельства, на которых он был основан не нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Судами правильно истолкованы и применены положения действующего в настоящее время избирательного законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии установленных законом документов и необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с п. 1 статьи 34 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов настоящего административного дела, 20 июля 2021 года Бикташева А.А. уведомила территориальную избирательную комиссию города Нижневартовска о выдвижении кандидатом в депутаты Думы города Нижневартовска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 в порядке самовыдвижения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.
Постановлением территориальной избирательной комиссии города Нижневартовска от 01 июля 2021 года 9/87 установлено, что для регистрации кандидата в депутаты Думы города Нижневартовска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 необходимо 40 подписей избирателей (максимальное количество предоставляемых подписей - 44).
29 июля 2021 года Бикташева А.А. в территориальную избирательную комиссию представила требуемые в соответствии с законом документы на регистрацию, в том числе папку с подписными листами, содержащую 11 подписных листов с 44 подписями избирателей.
В соответствии с пунктами 2, 5, 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 сентября 2011 года N 81-оз "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов соответствующей избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
В соответствии со ст. 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 сентября 2011 года N 81-оз "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", рабочей группой по проверке подписей избирателей и оформления подписных листов была проведена проверка порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, по итогам которой достоверными признаны 42 подписи избирателей, недостоверной признана одна подпись (лист 11, строка 4, избиратель Даянова Ю.Н.) по пункту 6.3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", недействительной признана одна подпись (лист 8, строка 2, избиратель Иванова Л.Р.).
Подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в качестве одного из исчерпывающих оснований для отказа в регистрации кандидата, отнесено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Давая оценку доводам административного истца о неправомерности признания территориальной избирательной комиссией подписей избирателей "данные изъяты". (лист 1, строки 2, 5), "данные изъяты" (лист 6, строка 2), "данные изъяты" (лист 8, строка 5), "данные изъяты" (лист 9, строка 2) суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что исправления в сведениях об указанных избирателях внесены сборщиком подписей в лице Бикташевой А.А. самостоятельно в присутствии избирателей, что не противоречит положениям статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В ходе судебного разбирательства указанные обстоятельства нашли подтверждение, факт внесения исправлений лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, а именно Бикташевой А.А. имел место. Согласно объяснениям Бикташевой А.А. в суде, она на данном факте настаивала. Опровергающих фактов административным истцом не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы пункт "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержит положений, указывающих на запрет внесения оговоренных исправлений в подписном листе в сведения об избирателе лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей.
Таким образом, судом первой инстанции подтверждена достоверность 42 подписей избирателей в подписных листах в поддержку Бикташевой А.А, тогда как для регистрации кандидата в депутаты по названному одномандатному округу требовалось не более 40 подписей избирателей.
С учетом установленных обстоятельств и в силу действующего избирательного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что представленное количество достоверных подписей избирателей достаточно для регистрации кандидата Бикташевой А.А. в депутаты на выборах депутатов Думы города Нижневартовска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16.
Мотивы, по которым суды пришли к таким заключениям, подробно изложены в обжалуемых судебных актах, содержащих правовую оценку каждой подписи избирателей, оспариваемых административным истцом.
Каких-либо объективных и достоверных доказательств, опровергающих правильность выводов судов, в материалы дела административным истцом представлено не было.
Судебная коллегия, сопоставив утверждения судов обеих инстанций с содержанием подписных листов, в которых находятся оспариваемые подписи, не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности регистрации кандидата в депутаты на выборах депутатов Думы города Нижневартовска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Бикташевой А.А.
Таким образом, изложенные в кассационной жалобе доводы относительно оценки написания сведений об избирателе в подписных листах основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, получили правильную оценку в судебных актах.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 03 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу кандидата Арслановой Юлии Фадисовны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2021 года.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.