Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Зориной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-15/2021 по иску Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района к Василенко Анатолию Ивановичу, Цишь Анжелике Александровне, Хамидуллиной Алине Фанисовне об изъятии жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд и исковому заявлению Василенко Анатолия Ивановича, Цишь Анжелики Александровны, Хамидуллиной Алины Фанисовны к Администрации Пуровского района, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района и Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии у них объектов недвижимости с условием предоставления взамен объектов недвижимости без выплаты разницы рыночной стоимости предоставляемых и изымаемых объектов недвижимости, по кассационной жалобе Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровкого района Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района обратился в суд с иском к Василенко А.И, Цишь А.А, Хамидуллиной А.Ф. об изъятии жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд.
В обоснование заявленных требований указано, что 23 октября 2014 г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с этим приказом департамента принято решение об изъятии земельного участка. Ответчики являются собственниками (по 1/3 доли) жилого помещения - квартиры 7 в данном доме. Ранее ответчики выразили согласие о предоставлении им по договору мены жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты" Выкупная цена изымаемого земельного участка и расположенного на нем жилого помещения установлена в размере 2 846 235 рублей. Однако ответчики до настоящего времени не подписали соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, что послужило основанием для обращения в суд для защиты нарушенных прав.
Василенко А.И, Цишь А.А, Хамидуллина А.Ф. предъявили встречный иск к администрации МО Пуровский район, ДИиЗО администрации МО Пуровский район о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд без доплаты разницы в рыночной стоимости объектов.
В обоснование встречного иска указали, что в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд в их адрес направлено соглашение об изъятии земельного участка и принадлежащей квартиры, в условиях которого указана их обязанность произвести доплату в размере 839 765 руб. за разницу между рыночной стоимостью предоставляемого и изымаемого объектов недвижимого имущества в течение 90 календарных дней с момента подписания соглашения. Истцы с условиями соглашения в указанной части не согласны, в связи с чем в адрес департамента направили заявление о заключении соглашения без выплаты разницы в стоимости объектов недвижимости, однако, департамент отказал в его заключении. Считают, что имеют право на предоставление жилого помещения без доплаты, поскольку жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2025 годах, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 г. и ни федеральным законодательством, ни адресной программой не предусмотрена обязанность граждан, переселяемых из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, по доплате разницы между стоимостью изымаемого помещения и вновь предоставляемого.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района.
Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района отказано, встречные исковые требования Василенко А.И, Цишь А.А, Хамидуллиной А.Ф. удовлетворены частично.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", на основании распоряжения администрации муниципального образования город Тарко-Сале от 23 октября 2014 года N 440-РА "О признании многоквартирных жилых домов, аварийными и подлежащими сносу" признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 3 распоряжения жилищному отделу администрации города Тарко-Сале поручено провести работу по отселению граждан, проживающих в многоквартирных домах (т. 1 л.д. 19). В реестр жилых домов, включен указанный жилой дом, с планируемой датой окончания переселения - 31 декабря 2024 г. (т. 1 л.д. 20).
Цишь А.А, Василенко А.И. и Хамидуллина А.Ф. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", в размере по 1/3 доли в праве.
10 сентября 2018 года приказом Департамента N 955-П "Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд муниципального образования горд Тарко-Сале" принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" под указанным жилым домом, в связи со сносом дома. Данный приказ был размещен на официальном сайте муниципального образования Пуровский район и опубликован в специальном выпуске Пуровской районной муниципальной общественно-политической газеты "Северный луч" от 14 сентября 2018 года N 37 (3748) (т. 1 л.д. 11, 18).
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года N 346-П утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2025 годах, в которую был включен дом по адресу: "данные изъяты".
20 сентября 2020 года НО "Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа" по договору безвозмездной передачи жилых помещений в муниципальную собственность и на основании передаточного акта передал в собственность муниципального образования Пуровский район 15 объектов жилищного фонда (квартиры), в доме N "данные изъяты" (т. 2 л.д. 55-60), что также подтверждается выпиской из Единого реестра недвижимости от 28 октября 2019 года (т. 2 л.д. 61-62).
В целях определения рыночной стоимости имущества, подлежащего изъятию для муниципальных нужд, 27 января 2020 года Департамент заключил муниципальный контракт N01903000013190014310001 (т. 2 л.д. 63-73).
27 февраля 2020 года между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района и ООО "Центр экономического содействия" заключен договор N 18 на оказание услуг по определению рыночной стоимости недвижимого имущества, подлежащего изъятию муниципальных нужд, а также рыночной стоимости имущества, предоставляемого взамен изымаемого (т. 2 л.д. 74-89).
В соответствии с отчетом от 26 марта 2020 года N 852/20 рыночная стоимость предоставляемого земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества составляет 3 686 000 рублей (т. 2, л.д. 90-132).
На основании отчета независимого оценщика индивидуального предпринимателя "данные изъяты" от 27.03.2020 N 913/20 (т. 1 л.д. 33-64) выкупная цена изымаемого земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости определена в размере 2 846 235 рублей.
Ответчики своими заявлениями от 14 мая 2020 года выразили согласие на предоставление указанной квартиры по договору мены (т. 1 л.д. 170-172).
17 июля 2020 года в адрес ответчиков по первоначальному иску Департамент направил письмо для рассмотрения и подписания проекта соглашения об изъятии земельного участка, расположенного на нём объекта недвижимости для муниципальных нужд (т. 1 л.д. 24-32). В п. 1.10 проекта Соглашения, указано, что стороны пришли к соглашению на основании заявления правообладателя жилого помещения, подлежащего сносу от 14 мая 2020 г, взамен сносимого жилого помещения предоставляется квартира, указанная в п. 1.7 Соглашения. Разница между рыночной стоимостью предоставляемого объекта недвижимого имущества и рыночной стоимостью изымаемого объекта недвижимого имущества составляет 839 765 рублей. Правообладатели обязуются осуществить доплату за предоставляемый объект недвижимого имущества в течение 90 календарных дней с момента подписания Соглашения.
31 октября 2020 года ответчиками в адрес Департамента направлены письма с предложением об изменении условий соглашения и отказе от выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение и протокол разногласий (т. 1 л.д. 180-182).
В своем ответе от 26 октября 2020 года N 30/4455 Департамент указал заявителям, что расселение многоквартирного дома N "данные изъяты" осуществляется в рамках региональной адресной программы. Обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, регулируется ст. 32 ЖК РФ и Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 г. N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе". Поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение собственников двухкомнатных квартир от выплаты разницы рыночной стоимости между изымаемым и предоставляемым объектами недвижимости Департамент отказал в подписании протокола разногласий (т. 1, л.д. 217-218).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, при этом частично удовлетворяя исковые требования Василенко А.И, Цишь А.А, Хамидуллиной А.Ф, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", исходил из того, что многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соответственно, реализация жилищного права ответчиков возможно путем предоставления другого жилого помещения в собственность, при этом предоставление такого жилого помещения осуществляется без выплаты разницы рыночной стоимости предоставляемого и изымаемого объекта недвижимости.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что в силу положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по выплате разницы между стоимостью вновь предоставленного жилого помещения и выкупной стоимостью изымаемого жилья возложена на собственника, аналогичные требования предусмотрены Законом Ямало-Ненецкого автономного округа и региональной программой, оснований для освобождения ответчиков от доплаты разницы в стоимости жилых помещений не имеется, основанием для отмены судебных актов не являются.
Так, в силу с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Руководствуясь приведёнными нормами права, учитывая, что многоквартирный дом, в котором находит принадлежащее ответчикам жилое помещение, включен в региональную адресную программу, порядок изъятия указанного жилья соблюден, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для предоставления ответчикам жилого помещения взамен признанного аварийным без доплаты разницы рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
При этом суд апелляционной инстанции проанализировав положения регионального законодательства, обоснованно отклонил ссылку истца по первоначальному иску о внесении изменений в региональную программу постановлением Правительства ЯНАО от 22 декабря 2020 г. N 1503-П, предусматривающих обязанность собственника по оплате разницы между стоимостью предоставляемого и изымаемого жилого помещения, указав, что правоотношения по предоставлению собственнику другого жилого помещения взамен жилого помещения, подлежащего сносу, фактически сложились с момента принятия Департаментом решения об изъятии земельного участка под аварийным домом, то есть с 10 сентября 2018 г, таким образом, внесение изменений в региональную программу постановлением Правительства ЯНАО от 22 декабря 2020 N 1503-П не влияет на правоотношения сторон.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.