Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Зориной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-49/2020 по иску Сысолятиной Натальи Вячеславовны к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по кассационной жалобе Сысолятиной Натальи Вячеславовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сысолятина Н.В. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о возложении обязанности принять с учетом члена семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании приказа Командующего 14 Армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны от 18 ноября 2016 года N 371 л/с досрочно уволена с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий военного контракта, на основании приказа командира военной части 34244 с 21 ноября 2016 года исключена из списков личного состава части. Решением Пермского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2018 года приказ от 18 ноября 2016 года N 371 л/с в части оснований увольнения Сысолятиной Н.В. в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта признан незаконным, на командира войсковой части 71592 возложена обязанность внести изменения в изданный им ранее приказ от 18 ноября 2016 г. N 371 л/с в части касающейся оснований увольнения Сысолятиной Н.В. по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Приказом Командира 14 Армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны от 13 июня 2018 г. N 210 внесены соответствующие изменения в приказ от 18 ноября 2016 года N 371 л/с. Ранее 07 апреля 2014 года Сысолятина Н.В. совместно с несовершеннолетней дочерью Сысолятиной А.И. включена в список на предоставление служебного помещения по месту прохождения службы. 19 мая 2016 года по акту передачи жилого помещения ей передана 2-комнатная квартира по адресу: "данные изъяты". Решением N 10/6 от 01 февраля 2019 года истцу отказано в постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания. Истец считает отказ незаконным.
Решением Свердловского районного суда г.Перми от 24 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены. На ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ возложена обязанность поставить на учет Сысолятину Н.В. и члена ее семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24 мая 2021 года указанное решение суда отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебного акта, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно уведомлению ФГКУ "Центррегионжилье" N 49 Сысолятина Н.В. в составе члена семьи дочери "данные изъяты" года рождения с 07 апреля 2014 года включена в список на предоставление служебного помещения по месту прохождения службы: Пермский край, Пермский район, п. Хмели.
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" N 11614 от 19 мая 2016 года Сысолятиной Н.В. разрешается заселение и заключение договора найма служебного жилого помещения, состоящее из двухкомнатной квартиры по адресу: "данные изъяты", общей площадью 37, 8 кв.м совместно с дочерью Сысолятиной А.И. Служебное жилое помещение предоставлено Сысолятиной Н.В. на время прохождения военной службы в п. Хмели, но не более срока контракта о прохождении военной службы в ВС РФ до 25 августа 2019 г.
19 мая 2016 г. между ФГКУ "Центррегионжилье" и Сысолятиной Н.В. на время прохождения ей службы заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты". Совместно с нанимателем вселена Сысолятина А.И. (дочь) (л.д. 85-88).
Согласно выписке из приказа Командующего 14 Армией военно-воздушных сил и противовоздушной обороны N 371л/с от 18 ноября 2016 г. прапорщик Сысолятина Н.В, начальник секретной части штаба радиотехнического батальона (дислокация дер. Хмели, Пермский район, Пермский край) 340 радиотехнического полка 76 дивизии противовоздушной обороны 14 армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Центрального военного округа, в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, досрочно уволена с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статья 51 Федерального закона), выслуга лет в Вооруженных силах: календарная - 16 лет 5 месяцев (л.д. 37, 108).
В соответствии с выпиской из приказа Командира войсковой части 34244 от 19 ноября 2016 г. N 176с/ч прапорщик Сысолятина Н.В, уволенная с военной службы приказом командира войсковой части 71592 от 18 ноября 2016 г. N 371 в запас досрочно в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, с 21 ноября 2016 г. исключен из списков личного состава части (л.д. 38, 109).
Вступившим в законную силу решением Пермского гарнизонного военного суда от 12 апреля 2018 г. по делу N 2а-7/2018 по административному исковому заявлению Сысолятиной Н.В, признан незаконным п. 1 параграфа 2 приказа командира войсковой части 71592 от 18 ноября 2016 г. N 371л/с в части, касающейся оснований увольнения Сысолятиной Н.В, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. На командира войсковой части 71592 возложена обязанность внести изменения в части касающейся указания увольнения Сысолятиной Н.В. с военной службы, указав в качестве основания увольнения подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограничено годным к военной службе). Признан незаконным п. 1 параграфа 1 приказа командира войсковой части 34244 от 19 ноября 2016 г. N 176с/ч в части, касающейся указания увольнения Сысолятиной Н.В, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, на командира войсковой части 34244 возложена обязанность внести изменения в указанный приказ в соответствии с изменениями, внесенными в оспариваемый приказ командира войсковой части 71592 (л.д. 14-17).
Согласно выписке из приказа Командующего 14 Армией военно-воздушных сил и противовоздушной обороны от 13 июня 2018 г. N 210л/с внесены изменения в п. 2 параграфа 2 приказа Командующего 14 Армией военно-воздушных сил и противовоздушной обороны N 371л/с от 18 ноября 2016 г. об увольнении Сысолятиной Н.В. в части касающейся оснований увольнения, "досрочно уволить с военной службы в запас по состоянию здоровья (подпункт "б" пункта 3 ст. 51 Федерального закона)" (л.д. 40, 110).
Согласно выписке из приказа Командира войсковой части 34244 от 13 июня 2018 г. N 135 с/ч внесены изменения в п. 1 параграфа 1 приказа Командира войсковой части 34244 от 19 ноября 2016 г. N 176с/ч в части касающейся оснований увольнения Сысолятиной Н.В, основания увольнения отражены - по состоянию здоровья (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограничено годным к военной службе)" (л.д. 112).
14 декабря 2018 г. Сысолятина Н.В. обратилась в отделение (территориальное, г. Пермь) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") с заявлением о признании её и члена её семьи - "данные изъяты" года рождения, нуждающимися в жилом помещении в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ и принятии на учет для обеспечения жилым помещением в г. Перми и представила документы предусмотренные п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (л.д. 23-26, 81-84).
Согласно решению ФГКУ "Центррегионжилье" N 10/6 от 01 февраля 2019 г, с учетом решения ФГКУ "Центррегионжилье" о внесении изменений в решение N 10/6 от 01 февраля 2019 г, Сысолятиной Н.В. и членам её семьи отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по причине предоставления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 78-80, 135-136).
В соответствии со справкой Военного комиссариата Индустриального и Дзержинского районов г. Перми от 11 января 2019 г. N 2/3/6 выслуга лет прапорщика запаса Сысолятиной Н.В. в календарном исчислении составляет 16 лет 8 месяцев (л.д. 89).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент увольнения со службы Сысолятина Н.В. была обеспечена только служебным жильем, при увольнении не выражала отказа от предоставления ей жилого помещения для постоянного проживания, представила в ФГКУ "Центррегионжилье" при обращении с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся все документы, перечисленные в приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", имела общую продолжительность военной службы более 10 лет в календарном исчислении, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в принятии истца на учет.
Принимая решение об отмене решения суда и отказе удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции указал на то, что поскольку истец поступила на службу после 1 января 1998 г, была исключена из списков личного состава части 21 ноября 2016 г, до указанной даты мер по обращению к ответчику с заявлением о признании ее и ее дочери нуждающимися в жилом помещении и постановке на жилищный учет не предпринимала, и с учетом обстоятельств увольнения с военной службы у истца и членов ее семьи отсутствовали правовые основания для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Кроме того, согласно абзацам четвертому и седьмому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).
Пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 N 8 (ред. от 28 июня 2016 г.) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", установлено, что в случаях досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с нарушением в отношении их условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункты "а" и "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") они по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны обеспечиваться жилищными субсидиями или жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, которые действовали на дату обращения истца с заявлением о постановке на жилищный учет (далее - Правила).
Согласно пункту 1 данных Правил признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается), к которому прилагаются необходимые документы (пункт 3 Правил).
В силу пункта 11 указанных Правил военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 6 названных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, в том числе уволенные по состоянию здоровья.
Согласно пункту 7 указанных Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Исходя из указанных положений, лицо, уволенное с военной службы по состоянию здоровья, имеющее общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, не обеспеченные жилыми помещение на момент увольнения с военной службы, не могут быть сняты с учета и уволены без предоставления постоянного жилого помещения.
Истец данным требованиям соответствует, что следует из установленных судами обстоятельств дела, поскольку имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволена по состоянию здоровья, не обеспечена жилым помещением.
Судебная коллегия отмечает, что постановка на жилищный учет действительно носит заявительный характер и из материалов дела следует, что истец обратилась заявлением о постановке на учет только после вступления в законную силу решения суда и его исполнения путем изменения записи об основании увольнения, которая дает право на предоставление жилого помещения.
То обстоятельство, что истец не обратилась с заявлением о постановке на жилищный учет непосредственно после увольнения в ноябре 2016 г. не может служить поводом для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку первоначальные основания увольнения, в связи с невыполнением условий контракта, не давали ей право на обеспечение жилым помещением в силу положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Соответственно, поскольку основание увольнения, которое дает истцу право на обеспечение жилым помещением было установлено решением суда, истец была вправе обратиться с заявлением о постановке на жилищный учет только после вступления решения в законную силу. При этом ограничение по времени для обращения с заявлением о постановке на жилищный учет с момента возникновения такого права законом не установлено.
Судебная коллегия отмечает, что заключение служебного контракта до 1 января 1998 г, исходя из положений ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 г.) "О статусе военнослужащих", предоставляет соответствующей категории военнослужащих дополнительные гарантии обеспечения жилым помещением в период службы в виде предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья либо предоставления жилого помещения в собственность или по договору социального найма.
При этом заключение служебного контракта после 1 января 1998 г. возможность постановки истца на жилищный учет не ограничивает, поскольку право на обеспечение жилым помещением при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет прямо установлено абзацем 12 пункта 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не зависит от даты заключения контракта.
В связи с указанным выводы суда апелляционной инстанции о том, что заключение с истцом служебного контракта после 1 января 1998 года при том, что она не была поставлена на жилищный учет и не обращалась с соответствующим заявлением в период службы влечет за собой невозможность постановки на учет после увольнения, основан на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах решение ФГКУ "Центррегионжилье" N 10/6 от 01 февраля 2019 г. об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, при том, что истец не обеспечена жилым помещением, имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволена по состоянию здоровья, требованиям закона не соответствует и нарушает жилищные права истца, поэтому суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные ею требования.
В свою очередь, у судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда не имелось оснований для отмены решения Свердловского районного суда г.Перми и отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
С учетом того, что судом апелляционной инстанции допущены ошибки в применении и истолковании норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, обжалуемое апелляционное определение подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24 мая 2021 года отменить, оставить в силе решение Свердловского районного суда г.Перми от 24 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.