Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4331/2020 по иску Герасимова Александра Николаевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Герасимова Александра Николаевича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 07 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.Д. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения Герасимова А.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Герасимов А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области (далее УПФ в г. Тюмени) о признании незаконным решения от 23 августа 2019 года об отказе в назначении пенсии, включении в специальный стаж периода работы с 01 октября 1990 года по 23 декабря 1998 года в качестве газоэлектросварщика 5 разряда Малого предприятия "Геолит", назначении досрочной страховой пенсии с 08 августа 2019 года.
В обоснование заявленных требований Герасимов А.Н. сослался на то, что решением ответчика от 23 августа 2019 года ему отказано в назначении пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с недостаточностью льготного стажа. Документы, подтверждающие характер работы, условия труда и вид сварки он представить не может по независящим от него причинам, ввиду ликвидации работодателя и отсутствия документов в архивах.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 20 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 07 июня 2021 года, в удовлетворении исковых требований Герасимову А.Н. отказано.
В кассационной жалобе Герасимов А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных.
Указывает на то, что им не предоставлены документы, подтверждающие характер его работы и условия труда, по независящим от него обстоятельствам, по причине ликвидации работодателя, отсутствия документов в архивах.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области
Представитель ответчика в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая характер спорных правоотношений, защищаемое истцом право на пенсионное обеспечение, судебная коллегия полагает возможным выйти за пределы доводов кассационной жалобы и проверить законность судебных актов в полном объеме.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, суд кассационной инстанции находит доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания, поскольку при рассмотрении настоящего дела судами допущены нарушения норм материального права.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Герасимов А.Н, "данные изъяты" года рождения, по достижении 55-летнего возраста 08 августа 2019 года обратился в УПФ в г. Тюмени с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением УПФ в г. Тюмени от 23 августа 2019 года Герасимову А.Н. отказано в назначении такой пенсии по причине отсутствия специального стажа требуемой продолжительности.
Как следует из указанного решения специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии составляет 05 лет 10 месяцев 04 дня при требуемом стаже 12 лет 06 месяцев.
В специальный стаж пенсионный орган не учел период работы истца с 01 октября 1990 года по 23 декабря 1998 года в качестве газоэлектросварщика 5 разряда Малого предприятия "Геолит" (08 лет 02 месяца 23 дня), поскольку не предоставлены доказательства вида сварки и занятости истца полный рабочий день в указанный период на работах, предусмотренных Списком N 2.
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", раздела ХХХIII Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, исходил из того, что в трудовой книжке истца за спорный период отсутствуют необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не указан вид сварки, сведения о соблюдении условия о полной занятости истца (не менее 80% рабочего времени), в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов обеих инстанций согласиться не может, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частями 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Разделом ХХХII "Общие профессии" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" предусмотрены "газосварщики и их подручные", а также "электросварщики и их подручные".
Электросварщики ручной сварки, предусмотрены и Списком N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (раздел ХХХII "Общие профессии", подраздел 23200000-19906).
Согласно приказу Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 08 января 1992 года "Об утверждении разъяснения "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 01 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 02 октября 1991 года N 517", право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Из указанных выше Списков следует, что требования о полной занятости на резке и ручной сварке, на указанных полуавтоматических и автоматических машинах предусмотрено только Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, применяемым с 01 января 1992 года.
Требование о выполнении работы в условиях труда, предусмотренных Списками, полный рабочий день (не менее 80 % рабочего времени) также впервые введено при применении Списков 1991 года (пункт 5 разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29). Поэтому данное требование не применимо к периодам работы до 01 января 1992 года.
Ответчик в решении от 23 августа 2021 года и суды обеих инстанции в судебных актах привели положения подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" о порядке применении постановления Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" и постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", однако к спорным правоотношениям их не применили и не установили, подлежит ли период работы истца с 01 октября 1990 года по 31 декабря 1991 года зачету в его специальный стаж по Списку N 2, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
Кроме того, судами обеих инстанции не учтено, что Герасимов А.Н. заявил требования о признании незаконным решения УПФ в г. Тюмени от 23 августа 2019 года, в связи с чем судами при разрешении этих исковых требований надлежало проверить не только обоснованность исключения из специального стажа истца спорного периода работы, но и правильность исчисления пенсионным органом стажа истца в целом.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Статья 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность лиц, участвующих в деле, предоставить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом заявленных требований и приведенных выше норм права юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения спора являются: правильно ли исчислен пенсионным органом стаж истца; какова продолжительность страхового стажа Герасимова А.Н. на день обращения с заявлением о назначении пенсии; какова продолжительность стажа истца, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, на дату его обращения в пенсионный орган; какова величина индивидуального пенсионного коэффициента истца; обоснованность исключения из стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии, спорного периода работы, а также иных периодов; имеется ли у истца вся совокупность условий для назначения ему пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на дату подачи заявления о назначения пенсии; возникло ли у истца права на такую пенсию с уменьшением возраста при неполном специальном стаже (12 лет 06 месяцев) и на какую дату.
Данные обстоятельства судами не были определены в качестве юридически значимых и не установлены.
Так, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Нормы Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" могли быть применены к периодам работы истца, имевшим место до 01 января 1992 года.
В соответствии с подпунктами "з", "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации; служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, пенсионное законодательство, действовавшее до 01 января 1992 года, позволяло включать периоды обучения в профессиональных училищах и срочной военной службы по призыву как в общий, так и в специальный (льготный) стаж с соблюдением приведенных выше условий.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 01 сентября 1981 года по 22 апреля 1982 года он обучался в Березовском СГПТУ N 67, в период с 24 апреля 1982 года по 22 мая 1984 года проходил срочную военную службу.
Из оспариваемого решения пенсионного органа следует, что специальный стаж истца в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 по законодательству, действовавшему до 01 января 1992 года, не рассматривался, при этом судом первой инстанции вопросы о причинах применения пенсионным органом при определении права Герасимова А.Н. на досрочную страховую пенсию только по Списку N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, не выяснил, разрешая возникший спор, не установил, подлежат ли зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды учебы истца и военной срочной службы.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
При указанных обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 07 июня 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.