Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-10915/2020 по иску Бусыгина Александра Александровича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних "данные изъяты" к акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о понуждении в предоставлении субсидии, по кассационной жалобе Бусыгина Александра Александровича на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 8 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бусыгин А. А. обратился с иском в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних "данные изъяты", к АО "Ипотечное агентство Югры" о понуждении в предоставлении субсидии.
В обоснование требований указано на то, что был признан участником подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года". 8 декабря 2011 года на основании договора купли-продажи за счет кредитных денежных средств приобрел в собственность квартиру N "данные изъяты", расположенную в доме N "данные изъяты". 3 июня 2019 года в адрес истца и его супруги направлено уведомление о возникновении права на получении субсидии в текущем финансовом году. Однако решением от 1 июля 2019 года семье предоставлена субсидия из расчета на одного ребенка. На основании изложенного истец просил понудить ответчика предоставить субсидию на "данные изъяты" из расчета 12 квадратных метров по среднерыночной стоимости 1 квадратного метра, установленной на территории муниципального образования город Сургут ХМАО - Югра Тюменской области; причитающиеся денежные средства направить для погашения части целевого кредита от 6 декабря 2011 года.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 7 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 8 июня 2021 года, исковые требования Бусыгина А.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Бусыгин А.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным судами при его рассмотрении, нарушение норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых актов.
В возражениях на кассационную жалобу Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
При рассмотрении дела было установлено, что решением АО "Ипотечное Агентство Югры" от 3 октября 2011 года Бусыгин А.А. признан участником подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" составом семьи: Бусыгин Александр Александрович, Бусыгина Гульназ Газинуровна (супруга).
Решением АО "Ипотечное Агентство Югры" от 3 октября 2011 года Бусыгины признаны участником подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011- 2013 годы и на период до 2015 года".
8 декабря 2011 года Бусыгиным А.А. и Бусыгиной Г.Г. приобретена в собственность квартира "данные изъяты", общей площадью 43, 8 кв.м, по договору купли-продажи.
Согласно пункту 4 договора купли-продажи квартиры от 8 декабря 2011 года расчет между сторонами произведен в следующем порядке: 2 790 000 рублей за счет кредитных средств, предоставленных ОАО "Сбербанк России", 310 000 рублей - собственные средства.
6 декабря 2011 года между Бусыгиными и ОАО "Сбербанк России" был заключен кредитный договор на сумму 2 790 000 рублей на приобретение двухкомнатной квартиры по адресу: "данные изъяты", по программе "Молодая семья".
20 декабря 2011 года между Бусыгиными, ОАО "Ипотечное Агентство Югры" и Банком заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору от 6 декабря 2011 года.
В соответствии с программой и в связи с рождением дочери "данные изъяты" года рождения, на основании заявления истца от 29 марта 2012 в учетное дело 2011-1000576949 АО "Ипотечное Агентство Югры" приобщено свидетельство о рождении на имя "данные изъяты"
В соответствии с программой, и в связи с рождением сына "данные изъяты" года рождения, в учетное дело 2011- 1000576949 АО "Ипотечное Агентство Югры" приобщено свидетельство о рождении на имя "данные изъяты"
3 июня 2019 года в адрес истца и его супруги направлено уведомление о возникновении права на получении субсидии в текущем финансовом году с указанием на необходимость предоставления пакета документов, в том числе, и нотариальное обязательство переоформить приобретенное с использованием субсидии жилое помещение в общую собственность на состав семьи, указанный в решении о предоставлении субсидии.
Согласно нотариального обязательства "данные изъяты" от 5 июня 2019 года супруги Бусыгины обязались оформить безвозмездно в долевую собственность на своих несовершеннолетних детей - "данные изъяты" жилое помещение по адресу: "данные изъяты"
1 июля 2019 года АО "Ипотечное агентство Югры" принято решение о предоставлении истцу субсидии на состав семьи: Бусыгин А.А, Бусыгина Г.Г. и "данные изъяты" в размере 645 888 рублей.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался пп. 5 п. 7, п.п. 13, 14 Порядка предоставления субсидии, утвержденного приложением 15 "Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки" к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", и исходил из того, что площадь жилого помещения, приобретенного для целей получения субсидии, составляла 43, 8 кв.м. При этом условия программы обязывают приобрести жилое помещение (одно или несколько) не менее 12 кв.м, на одного члена молодой семьи.
Для получения субсидии на весь состав семьи истцу необходимо было приобрести жилое помещение общей площадью 48 кв.м. Поскольку истцом вместе с заявлением предоставлены документы только на одно жилое помещение общей площадью 43, 8 кв.м, он мог рассчитывать на получение субсидии на состав семьи только из трех человек. Жилищные условия младшего ребенка фактически не улучшены. В приобретенном жилье присутствует нуждаемость в улучшении жилищных условий с учетом состава семьи 4 человека, в связи с чем, предоставление субсидии в расчете на "данные изъяты" не отвечает условиям программы.
До принятия решения о предоставлении субсидии семья истца мерами государственной поддержки на улучшение жилищных условий не пользовалась, включена в список претендентов действующей государственной программы как "молодая семья, имеющая детей", а не как "молодая семья", получившая ранее меры государственной поддержки на улучшение жилищных условий и заявившаяся на вновь рожденного ребенка.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы о наличии у заявителя права на получение мер социальной поддержки на всех членов семьи без учета требований о приобретении жилого помещения, площадью не менее 12 кв.м общей площади на каждого члена семьи, поскольку "данные изъяты" относится к вновь рожденному ребенку, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм права.
С 01 января 2019 года реализация государственной поддержки молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии, утвержденным приложением 15 "Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки" к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п" О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы".
Порядок устанавливает правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) на приобретение или строительство жилых помещений в собственность молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, в том числе на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств.
Для целей порядка используются следующие основные понятия: молодые семьи - молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день включения в список претендентов, а также молодые семьи и молодые специалисты, подавшие после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств (п. 2 Порядка).
Субсидия может быть использована на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного на территории автономного округа и пригодного для постоянного проживания (отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Молодая семья должна приобрести жилое помещение (одно или несколько), соответствующее санитарно-техническим требованиям и пригодное для постоянного проживания, расположенное на земельном участке, относящемся к зонам жилой застройки, за исключением садовых, огородных и дачных участков, общей площадью не менее 12 квадратных метров на одного члена семьи.
В соответствии с Порядком не допускается приобретение жилых помещений в домах, срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения превышает 15 лет с момента введения его в эксплуатацию, за исключением приобретения жилых помещений в домах деревянного исполнения, срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения не должен превышать 7 лет с момента введения его в эксплуатацию, за исключением приобретения жилого помещения гражданами, подавшими заявления на получение государственной поддержки до 11 декабря 2011 года.
Условия, указанные в абзацах втором, третьем настоящего пункта, не распространяются при предоставлении субсидии на вновь рожденных детей (п. 13 Порядка).
Государственная поддержка молодых семей осуществляется для молодых семей, имеющих детей, путем предоставления субсидии по договорам на строительство или приобретение жилых помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели, в расчете на фактически имеющихся детей, в размере стоимости 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого ребенка (п. 14.1 Порядка).
В предоставлении субсидии отказывается в случае несоответствия приобретаемого жилого помещения требованиям, предусмотренным п. 13 порядка (пп.13 п. 15 Порядка).
Таким образом, суды правильно пришли к выводам о том, что для получения субсидии на весь состав семьи истцу необходимо было приобрести жилое помещение общей площадью не менее 48 кв.м.
Вопреки мнению заявителя рождение в молодой семье ребенка до получения мер социальной поддержки не свидетельствует о нераспространении на такую семью вышеназванных требований, предъявляемых к жилому помещению по общей площади, приобретаемых с целью участия в программе 2 "Доступное жилье молодым".
Как правильно указано судами, п.п. 5 п. 7 Порядка исключительное право на получение субсидии на вновь рожденных детей предусмотрено только при условии рождения этих детей и включения их в программу после получения молодыми семьями ранее мер государственной поддержки в категории "молодая семья" на первоначально заявленный состав семьи.
Семья истца мер социальной поддержки не получала, соответственно права на получение мер социальной поддержки с учетом несовершеннолетнего "данные изъяты" не имела.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяется законодателем в рамках компетенции с учетом финансовых возможностей государства и иных фактов, в том числе бюджетных средств, которые могут быть выделены на эти цели, а также специальных правил действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 N 695-О-О, от 19 октября 2010 N 1333-О-О).
Ссылка в кассационной жалобе на то, что в настоящее время семья Бусыгиных исключена из Единого списка участников на получение субсидии на вновь рожденного ребенка, не может являться основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку выводов суда не опровергает. Данные обстоятельства не являлись предметом рассматриваемого спора.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 7 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 8 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бусыгина Александр Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.