Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-186/2020 по кассационным жалобам административного истца Джаббарова Зиннура Зякяриевича, представителя административного ответчика и заинтересованного лица Баталова Евгения Владимировича на решение Самарского гарнизонного военного суда от 16 марта 2021 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 7 июля 2021 г., принятые по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Джаббарова З.З. об оспаривании действий командира войсковой части N 2., связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационных жалоб, заключение военного прокурора Арешкина В.В, предложившего судебные акты оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
решением Самарского гарнизонного военного суда от 24 июля 2020 г. Джаббарову З.З. отказано в удовлетворении административного иска с требованиями о признании незаконными приказов командира войсковой части N 2. от 23 января 2020 г. и от 17 ноября 2020 г. N 305, которыми административный истец уволен с военной службы по истечению срока контракта и исключен из списков личного состава воинской части.
Центральный окружной военный суд, рассмотрев дело в апелляционном порядке по жалобе Джаббарова З.З, решение суда первой инстанции изменил.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части N 2, связанные с необеспечением Джаббарова З.З. ежемесячной премией за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с 18 февраля по 25 ноября 2020 г, обязал административного ответчика установить и выплатить административному истцу эту премию за указанный период.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной 2 сентября 2021 г. кассационной жалобе административный истец просит судебные акты в части отказа в удовлетворении требований его административного иска отменить ввиду нарушения судами норм материального права, и принять новое решение. В обоснование этого приводит доводы, суть которых сводится к тому, что командование, отказав ему в направлении на рекомендованное по окончании стационарного лечения в сентябре 2020 г. медицинское освидетельствование в целях определения годности к военной службе, нарушило его право на прохождение военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) до исключения из списков личного состава воинской части и выбор основания увольнения с военной службы.
В кассационных жалобах, поданных 27, 29 сентября 2021 г, и дополненных 8 октября 2021 г, представитель административного ответчика и заинтересованного лица просит апелляционное определение окружного военного суда в части удовлетворения требований административного истца отменить ввиду нарушения этим судом норм материального и процессуального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование этого указывает, что суд апелляционной инстанции, возлагая на командира войсковой части N 2. обязанность по установлению и выплате Джаббарову З.З. премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с 18 февраля по 25 ноября 2020 г. вышел за пределы административного иска, в котором таких требований не содержится. Им также акцентируется внимание на том, что указанная выплата не произведена административному истцу, поскольку тот сдал дела и должность 17 февраля 2020 г.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела в пределах доводов кассационных жалоб, Кассационный военный суд приходит к нижеследующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу, подтверждается его материалами, и не оспаривается сторонами, что Джаббаров З.З. проходил военную службу в войсковой части N 1. по контракту, срок действия которого истекал в январе 2020 г.
19 сентября 2019 г. административный истец подал рапорт, в котором просил уволить его с военной службы по истечению срока контракта, а также направить на ВВК и обеспечить жилым помещением.
По заключению ВВК "данные изъяты" от 8 октября 2019 г. Джаббаров В.В. признан годным к военной службе.
В ходе беседы, проведенной командованием с военнослужащим по поводу предстоящего увольнения 10 января 2020 г, Джаббаров З.З. подтвердил свое желание прекратить военно-служебные отношения.
На основании рапорта Джаббарова З.З. от 17 февраля 2020 г. о сдаче дел и должности ему приказом командира войсковой части N 2. от 18 февраля 2020 г. N 39 прекращена выплата ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.
Приказом командира войсковой части N 2. от 23 января 2020 г. N 8 Джаббаров З.З. уволен с военной службы по истечению срока контракта.
В период с 9 по 29 сентября 2020 г. административный истец проходил в санатории медицинскую реабилитацию, которая была рекомендована ему заключением ВВК по итогам стационарного лечения в "данные изъяты".
При убытии из санатория Джаббарову З.З. рекомендовано наблюдение врача по месту военной службы, аналогичные лечение и медицинская реабилитация один раз в год, проведение ВВК с целью определения условий военной службы.
Приказом командира войсковой части N 2. от 17 ноября 2020 г. N 305 Джаббаров З.З. исключен из списков личного состава воинской части 25 ноября 2020 г. При этом его рапорт о направлении на ВВК от 23 ноября 2020 г. оставлен без реализации.
При разрешении данного спора, возникшего из публичных правоотношений, суды первой и апелляционной инстанций, правильно установив обстоятельства дела, обоснованно исходили из содержания норм Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон), Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение о ВВЭ), определяющих порядок увольнения с военной службы по истечению срока контракта, направления военнослужащих, увольняемых с военной службы, на ВВК, исключения из списков личного состава воинской части, а также реализацию увольняемыми с военной службы права на выбор основания увольнения.
Поскольку на день увольнения с военной службы Джаббарова З.З, изъявившего желание прекратить военно-служебные отношения, срок действия заключения ВВК, которым административный истец был признан годным к военной службе, не истек, суды пришли к обоснованным выводам о законности действий административного ответчика, связанных с увольнением Джаббарова З.З. с военной службы по истечению срока контракта и исключением из списков личного состава воинской части.
Доводы кассационной жалобы о нарушении командованием права административного истца на выбор основания увольнения являются беспредметными, поскольку на момент увольнения и исключения из списков личного состава воинской части таких обстоятельств судами не установлено.
В соответствии с пунктами 17 и 24 статьи 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается. При этом уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.
Учитывая, что обстоятельств, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и Положением, в отношении Джаббарова З.З. в судебном заседании не установлено, суды правомерно констатировали об отсутствии законных препятствий для исключения административного истца из списков личного состава воинской части.
Содержащиеся в выписном эпикризе из санатория рекомендации о необходимости медицинского освидетельствования с учетом имеющего у Джаббарова З.З. диагноза для определения условий прохождения им воинской службы правомерно не признаны судами в качестве оснований удержания административного истца на военной службе, поскольку к военнослужащему, уволенному с военной службы, они не применимы.
Согласно же пункту 74 Положения о ВВЭ граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку без проведения освидетельствования или заявившие о несогласии с заключением военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе на момент их увольнения с военной службы, могут быть освидетельствованы заочно (по документам) военно-врачебными комиссиями соответствующих федеральных органов исполнительной власти для определения категории их годности к военной службе на момент увольнения с военной службы независимо от причин и времени увольнения.
Таким образом, сама по себе нуждаемость административного истца в указанном медицинском обследовании, вопреки мнению автора кассационной жалобы, на законность оспариваемого приказа об исключении из списков личного состава воинской части влиять не может, поскольку это обстоятельство в силу действующего законодательства не указано в качестве основания для оставления военнослужащего в списках личного состава.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 42 Федерального закона военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника).
Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей в силу пункта 1 статьи 43 Федерального закона осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации; остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Положения для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Кроме того, в целях реализации Федерального закона и Положения приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 3733 утвержден Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, согласно пункту 1 которого назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.
Из изложенного следует, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и о зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности.
В суде установлено, что приказ об освобождении Джаббарова З.З. от занимаемой воинской должности и о зачислении его в распоряжение командира (начальника) не издавался.
Следовательно, вопреки доводам кассационной жалобы представителя административного ответчика, суд апелляционной инстанции, обоснованно изменив в указанной части решение суда первой инстанции, признал оспоренные действия командира войсковой части N 2. незаконными и возложил на него обязанность по установлению и выплате Джаббарову З.З. ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с 18 февраля по 25 ноября 2020 г.
Утверждения автора указанной жалобы о выходе суда апелляционной инстанции за пределы требований административного истца являются беспредметными.
Требования об оспаривании законности приказа об исключении из списков личного состава воинской части были указаны в административном исковом заявлении, а обстоятельства, являющиеся основаниями для его проверки, то есть соблюдение в отношении Джаббарова З.З. предписаний, содержащихся в пункте 17 статьи 34 Положения, рассматривались в судебном заседании и сторонами давались по ним объяснения.
В силу же части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении, частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью второй статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобах доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене этих судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 177, 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Самарского гарнизонного военного суда от 16 марта 2021 г. по административному исковому заявлению Джаббарова Зиннура Зякяриевича в части, вступившей в законную силу при принятии апелляционного определения Центрального окружного военного суда от 7 июля 2021 г, и в полном объеме указанное апелляционное определение, оставить без изменения, а кассационные жалобы административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 г.
Председательствующий по делу: П.И. Бабошкин
Судьи: Т.Г. Гусейнов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.