Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Пятигоры А.И, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Капустина Е.С, поступившую в суд первой инстанции 17 августа 2021 года, на решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Капустина Е.С. к Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск, ТИК Южная города Новороссийска о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск от 15.09.2020 г. N 103/599-4 "О результатах выборов депутатов городской Думы 7 созыва МО г. Новороссийск по одномандатному избирательному округу N 18"; протокола от 13.09.2020 г. участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку N 5815; внесении изменений в протокол ТИК Южная г. Новороссийска по одномандатному избирательному округу N 18, исключении результатов об итогах голосовая УИК N 5815, о внесении изменений в сводную таблицу ТИК Южная г. Новороссийска об итогах голосовая по одномандатному избирательному округуN 18, исключении результатов об итогах голосовая УИК N5815.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения Капустина Е.С, прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Капустин Е.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск, ТИК Южная города Новороссийска о признании незаконными и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск от 15 сентября 2020 года N 103/599-4 "О результатах выборов депутатов городской Думы 7 созыва МО г. Новороссийск по одномандатному избирательному округу N 18"; протокола от 13 сентября 2020 года участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку N 5815; о внесении изменений в протокол ТИК Южная города Новороссийска по одномандатному избирательному округу N 18, исключении результатов об итогах голосования УИК N5815; о внесении изменений в сводную таблицу ТИК Южная города Новороссийска об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 18, исключении результатов об итогах голосования УИК N5815.
Решением Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 28 апреля 2021 года отказано в удовлетворении административных исковых требований Капустина Е.С. к Избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск, ТИК Южная города Новороссийска.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08 июля 2021 года оставлено без изменения решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 28 апреля 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Капустин Е.С. просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Капустин Е.С. доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И. доводам кассационной жалобы возражал, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационную жалобу Капустина Е.С. поступили возражения от прокурора Фащук А.Ю, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Капустин Е.С. являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты городской Думы муниципального образования г. Новороссийск седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 на основании решения избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск от 06 августа 2020 года N87/428-4.
Протоколом от 13 сентября 2020 года участковой избирательной комиссии об итогах голосования избирательного участка N5815 определены итоги голосования на указанном избирательном участке, согласно которым за кандидата Капустина Е.С. было подано 139 голосов избирателей.
Решением избирательной комиссии муниципального образования город Новороссийск от 15 сентября 2020 года N103/599-4 выборы депутата городской Думы седьмого созыва муниципального образования город Новороссийск по одномандатному избирательному округу N 18 признаны состоявшимися и действительными, установлено, что избранным депутатом считается Шаталов А.В.
Часть 15 статьи 239 КАС РФ во взаимосвязи с частью 16 статьи 239 КАС РФ и статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" определяют основания для отмены решения об итогах голосования.
Согласно пункту 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Вопросы, связанные с отменой решения комиссии об итогах голосования регламентированы пунктами 1.2 - 1.4 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме".
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку административным истцом не подтверждены те нарушения, на которые он ссылается в административном иске.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание правовые положения статей 3-4, 6, 8, части 5 статьи 138, глав 8, 24 КАС РФ, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов пришел к выводу о том, что первоочередным вопросом является рассмотрение вопроса о возможном пропуске процессуального срока на подачу административного иска в суд, поскольку подтверждение такого пропуска является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце втором пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если при оспаривании решений об итогах голосования, результатах выборов, референдума, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, заявитель ссылается на нарушения законодательства о выборах и референдумах на избирательных участках, участках референдума и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий.
Таким образом, срок обжалования установлен положениями части 2 статьи 240 КАС РФ составляет десять дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Из содержания административного иска и доводов, изложенных в нем, следует, что административным истцом фактически оспариваются итоги голосования, которые являются самостоятельной стадией избирательного процесса.
Согласно материалам дела, оспариваемые Капустиным Е.С. протоколы, оформлены и подписаны 13 сентября 2020 года, в то время как с административным исковым заявлением Капустин Е.С. обратился 20 ноября 2020 года, то есть по истечении установленного частью 2 статьи 240 КАС РФ десятидневного срока.
При этом в силу частей 7, 9 статьи 240 КАС РФ данный срок является пресекательным и не подлежит восстановлению независимо от причин пропуска.
В соответствии с частью 10 статьи 240 КАС РФ пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о пропуске Капустиным Е.С. процессуального срока на обращение в суд, что явилось основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований Капустина Е.С.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 08 июля 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 12 октября 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи А.И. ПятигораД.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.