Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мальманова Э.К., рассмотрев материалы кассационной жалобы федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Краснодарского края" на апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2021 года, которым отменено определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 января 2021 года по административному исковому заявлению Припутина Н.А. к призывной комиссии Краснодарского края, ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края", призывной комиссии Карасунского и Центрального округов г. Краснодара, военному комиссариату Карасунского и Центрального округов г. Краснодара об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Припутин Н.А. обратился Первомайский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением, в котором просил признать решения призывной комиссии Карасунского и Центрального округов г. Краснодара от 5 июня 2019 года и призывной комиссии Краснодарского края от 26 июня 2019 года о присвоенной ему категории годности к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и призыве на военную службу незаконными.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 июля 2020 года административный иск удовлетворен.
30 ноября 2020 года в Первомайский районный суд г. Краснодара поступило заявление представителя Припутина Н.А. по доверенности Вологдина А.С. о взыскании судебных расходов, согласно которому административный истец просил взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" 46 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя, 45 000 рублей - на проведение судебной военно-врачебной экспертизы, 13 520 рублей - на проведение в рамках судебной военно-врачебной экспертизы дополнительных анализов и исследований, 6800 рублей - на временное проживание по месту проведения судебной военно-врачебной экспертизы и 10 699 рублей - транспортные расходы на покупку авиабилетов.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 января 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления представителя Припутина Н.А. по доверенности Вологдина А.С. о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что призывные комиссии не наделены правами самостоятельных юридических лиц, создаются в каждом муниципальном районе решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, на призывные комиссии возложены задачи по обеспечению проведения мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, следовательно, призывная комиссия Краснодарского края не является структурным подразделением военного комиссариата. При этом ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" как самостоятельное юридическое лицо в лице военного комиссара либо иных должностных лиц, не наделен полномочиями по принятию самостоятельных решений о призыве граждан на военную службу, освобождении их от призыва на военную службу, установлении гражданам категории годности к военной службе, утверждению (неутверждению) решений призывных комиссий.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2021 года определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 января 2021 года отменено, с ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" в пользу Припутина Н.А. взысканы судебные расходы в размере 79 299 рублей, из которых: расходы, связанные с оплатой услуг представителя, 10 000 рублей; расходы, связанные с проведением судебной военно-врачебной экспертизы, 58 520 рублей, транспортные расходы - 10 699 рублей; расходы, связанные с проживанием, 6800 рублей; расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче административного иска, - 300 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 августа 2021 года, ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" ставит вопрос об отмене апелляционного определения Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2021 года и оставлении в силе определения Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 января 2021 года. Как указывает заявитель, при арифметическом подсчете суммы по перечню расходов, удовлетворенных судом в резолютивной части определения, получается общая сумма 86 319 рублей, в то время как суд указал 79 299 рублей. Также ссылается на расхождение в мотивировочной и резолютивной частях суммы расходов, связанных с проведением судебной военно-врачебной экспертизы. По мнению подателя кассационной жалобы, призывная комиссия Краснодарского края не является самостоятельным юридическим лицом, но вместе с тем юридическим лицом является орган государственной власти, который принял решение о создании (формировании) указанной комиссии, а не орган, на территории которого комиссия выполняет возложенные на нее функции.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2021 года кассационная жалоба принята к производству.
В возражениях относительно кассационной жалобы администрация Краснодарского края выражает несогласие с доводами жалобы, указав, что обязанность возмещения судебных расходов может быть возложена только на лиц, обладающих статусом юридического лица, к числу которых призывные комиссии не относятся.
На основании части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Из материалов дела следует, что решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 22 июля 2020 года удовлетворены административные исковые требования Припутина Н.А. к призывной комиссии Краснодарского края, ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края", призывной комиссии Карасунского и Центрального округов г. Краснодара, Военному комиссариату Карасунского и Центрального округов г. Краснодара об оспаривании решения.
Частью 1 статьи 111 КАС РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса.
Согласно разъяснению, данному в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 КАС РФ. По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 января 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
Отменяя определение суда первой инстанции, Краснодарский краевой суд решение об отказе в удовлетворении заявления Припутина Н.А. о присуждении понесенных по делу судебных расходов признал преждевременным, указав, что надлежащим лицом, с которого подлежат взысканию понесенные по делу судебные расходы, является ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края".
Так, статьей 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 33 главы 5 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663", для осуществления призыва граждан на военную службу решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации создаются призывные комиссии. При обслуживании военным комиссариатом нескольких муниципальных образований призывная комиссия создается в каждом из них. Военный комиссар либо заместитель военного комиссара (в случае обслуживания военным комиссариатом двух и более муниципальных образований) обязаны участвовать на постоянной основе в заседаниях каждой такой призывной комиссии в течение всего срока ее работы в качестве заместителя председателя комиссии. В этом случае военным комиссариатом по согласованию с главами местных администраций разрабатывается график очередности работы призывных комиссий. Призывная комиссия соответствующего муниципального образования имеет право рассматривать вопросы, связанные с призывом на военную службу граждан, проживающих (зарегистрированных) только в этом муниципальном образовании.
Пунктом 7 статьи 1 этого Федерального закона предусмотрено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (в редакции от 20 мая 2014 года N 465), призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата, при содействии местной администрации.
В соответствии с абзацем 1 подпункта 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704 (в редакции от 24 декабря 2014 года N 1469), компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
Согласно пункту 3 названных Правил, компенсация расходов, указанных в пункте 2 этих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности.
Таким образом, призыв граждан Российской Федерации является одной из форм осуществления воинской обязанности, проведение которого организует военный комиссариат через свои отделы в муниципальных районах и городских территориях за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что судебные расходы, понесенные лицом, в чью пользу вынесен судебный акт, подлежат взысканию с ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края".
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым относятся, в том числе расходы на проезд сторон, связанные с явкой в суд, расходы на оплату услуг представителей (статьи 103, 106 КАС РФ).
Как установлено судом, в процессе рассмотрения дела административным истцом были понесены расходы: на оплату услуг представителя - 46 000 рублей, расходы по оплате экспертизы - 45 000 рублей, расходы по оплате дополнительных анализов - 13 520 рублей, расходы по временному проживанию - 6800 рублей и транспортные расходы - 10 699 рублей.
Оценив обоснованность несения административным истцом судебных расходов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований административного истца.
Так, административным истцом на представление его интересов в суде были понесены расходы в виде оплаты юридических услуг, стоимость которых составила сумму в размере 46 000 рублей, что подтверждается договором поручения от 26 июня 2019 года, а также приложенными квитанциями.
С учетом объема проделанной представителем административного истца работы, сложности дела, времени, необходимого на подготовку представителем процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела в суде, а также принципа разумности при взыскании судебных расходов суд обоснованно взыскал сумму расходов за оплату юридических услуг в размере 10 000 рублей.
Вместе с тем расходы административного истца, понесенные в связи с рассмотрением дела, (расходы по оплате экспертизы в размере 45 000 рублей, 13 250 рублей расходов по оплате дополнительных анализов, расходы по временному проживанию - 6800 рублей, транспортные расходы - 10 699 рублей и расходы на уплату государственной пошлины - 300 рублей) судом апелляционной инстанции взысканы в полном объеме, поскольку были понесены в рамках реализации права административного истца на судебную защиту и нашли свое подтверждение имеющимися в деле доказательствами указанных расходов.
Суд кассационной инстанции также соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что при арифметическом подсчете суммы по перечню расходов, удовлетворенных судом в резолютивной части определения, получается общая сумма 86 319 рублей, в то время как суд указал 79 299 рублей, не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку выводы суда не опровергают, являются опиской.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом изучения суда апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.