Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Якубовской Е.В, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корчинского А.С. к Военному комиссариату Гагаринского и Балаклавского районов города Севастополя, Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" о признании решения незаконным, возложении обязанности выдать удостоверение, по кассационной жалобе Корчинского А.С. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Корчинский А.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Гагаринского и Балаклавского районов города Севастополя, комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" о признании незаконным решения от 22 ноября 2019 года об отказе в выдаче истцу удостоверения "Ветеран боевых действий", возложении обязанности на ответчика выдать указанное удостоверение.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Корчинского А.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 17 ноября 2020 года настоящее дело передано в судебную коллегию по гражданским делам Севастопольского городского суда для рассмотрение по правилам гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 января 2021 года по апелляционной жалобе Корчинского А.С. решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения по мотиву их незаконности и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных им требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции неправомерно был рассмотрен спор о признании недействительным (незаконным) отказа в выдаче удостоверения в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а не в порядке гражданского судопроизводства. По мнению кассатора, статус ветерана боевых действий в соответствии с законодательством Российской Федерации тождественен и соответствует статусу участника боевых действий и может подтверждаться удостоверением участника боевых действий, выданным истцу в соответствии с законодательством Украины. Судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что в силу норм Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", отсутствует необходимость какого-либо дополнительного подтверждения документов, дающих право на социальные выплаты. В связи с чем подтверждение конкретным военнослужащим "непосредственного участия в боевых действиях на территории Египта не требуется и противоречит Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Кроме того судами не учтено, что Корчинский А.С. получал на территории города Севастополя с 2006 года надбавку к пенсии по возрасту, как участник боевых действий. Заявитель считает, что судами первой и апелляционной инстанций были не в полной мере исследованы представленные истцом доказательства, в том числе архивные справки, письменные пояснения свидетелей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Корчинский А.С. проходил срочную военную службу по призыву в составе войсковой части 66077 на эсминце "Настойчивый", который находился на боевой службе в Средиземном море с 5 мая 1970 года по 10 июля 1971 года, выполнял боевые задачи на территории Объединенной Арабской Республики (Египет).
Истцу в соответствии с Законом Украины от 22 октября 1993 года N3551-XII "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" установлен статус участника боевых действий, в ноябре 2005 года выдано удостоверение "Ветерана войны - участника боевых действий".
2 октября 2019 года истец через Военный комиссариат Гагаринского и Балаклавского районов города Севастополя обратился в Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" с заявлением о замене украинского удостоверения "Ветеран войны - участник боевых действий" на российское удостоверение "Ветеран боевых действий" в соответствии с Правилами замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1532, приложив копию указанного удостоверения украинского образца, копии архивных справок Балтийского флота Минобороны России от 13 марта 2003 года, от 22 октября 2003 года N, от 2 сентября 2005 года N, архивную справку Федерального государственного казенного учреждения "Центральный архив Архивный отдел (на Балтийском флоте)" от 19 июня 2015 N, справку военного комиссариата города Севастополя от 3 апреля 2014 года N с/ N, копию военного билета НО N, копию паспорта, фотографии 2 штуки.
Рассмотрев данное заявление, Комиссией Южного военного округа по рассмотрению обращений, оформлению и выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" принято решение от 22 ноября 2019 года об отказе в выдаче указанного удостоверения по мотиву недоказанности непосредственного участия истца в боевых действиях в Египте, отсутствия документов, подтверждающих получение в связи участием в боевых действиях ранения, контузии или увечья, а также реализованного наградного материала на Корчинского А.С. При этом ответчиком было указано, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветераны боевых действий", а также Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветераны боевых действий в Министерстве обороны РФ" замена удостоверений, выданных органами государственной власти иных государств не предусмотрена.
Разрешая спор по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и отказывая в удовлетворении исковых требований Корчинского А.С. о признании решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным и об обязании выдать ему указанное удостоверение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания истца ветераном боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт его непосредственного участия в боевых действиях, а также из того, что такой правовой механизм, как выдача удостоверения "Ветеран боевых действий" взамен удостоверения "Участник боевых действий", выданный уполномоченным органом иностранного государства (Украины) не предусмотрен, при том, что данные статусы не идентичны.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая настоящее дело в порядке гражданского судопроизводства, руководствуясь положениями ФЗ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах", Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595, согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Корчинского А.С, обращая внимание на тот факт, что наличие действующего удостоверения "Участника боевых действий" Республики Украина не влечет у истца автоматического права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий" без предоставления документов в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации. Такое право возникает лишь в случае, если лицу ранее выдавалось удостоверение "Ветеран боевых действий", что по настоящему спору не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны без нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с данным Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года 1532 утверждены Правила замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Правила определяют порядок замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года 1532, для замены подтверждающего документа представляется в том числе документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов.
Замена документа обязывает уполномоченный орган по предоставлению мер социальной поддержки рассмотреть обращение на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Данные нормы предусматривают признание без дополнительных условий действия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя документов, в том числе являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты.
Реализация прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года (часть 1 статьи 2).
Так, Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III вышеназванного перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика) с марта 1969 года по июль 1972 года (для личного состава тральщиков Черноморского и Тихоокеанского флотов, участвовавших в разминировании зоны Суэцкого канала).
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 года N763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.
Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно пунктам 8, 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595, выдача удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется на основании заявления (рапорта), вместе с которым представляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
К реализованному наградному материалу относится копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач, боевых операций, заданий) либо их обеспечения.
Из изложенного следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий Российской Федерации с выдачей соответствующего удостоверения является результатом соблюдения определенной процедуры, связанной, в том числе с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями. Для получения удостоверения ветерана боевых действий Российской Федерации, необходимо предоставить документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, определённых частью 7 статьи 5 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", то есть документ, подтверждающий непосредственное участие в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с участием в боевых действиях, выполнением боевых задач, ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые, в соответствии с законом, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных лиц в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей при разрешении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.
Между тем документов о непосредственном участии Корчинского А.С. в боевых действиях, выданных органами военного управления, как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное им время в материалах дела не имеется.
Представленные в отношении Корчинского А.С. архивные справки содержат лишь информацию о прохождении им боевой службы на находившемся на боевом дежурстве эсминце "Настойчивый" на территории Объединённой Арабской Республики. Прохождение же военной службы на боевом дежурстве эсминце "Настойчивый" и нахождение на территории, на которой велись боевые действия, сами по себе, не подтверждают непосредственного участия Корчинского А.С. в боевых действиях.
Более того, все перечисленные в кассационной жалобе документы были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции при рассмотрении дела N 33-1190/2019, по которому постановлено решение об отказе в удовлетворении требований Корчинского А.С. об обязании выдать удостоверение ветераны боевых действий с указанием на то, что все представленные истцом документы факта его непосредственного участия в боевых действиях не подтверждают.
В связи с изложенным, подлежит отклонению довод кассационной жалобы о том, что документы украинского образца, полученные жителями города Севастополя и подтверждающие определенный социальный статус, приравнены к соответствующим документам российского образца, поскольку в результате вхождения города Севастополя в состав Российской Федерации социальное положение жителей города не должно было ухудшиться, соответственно, при замене таких документов на аналогичные документы российского образца данная замена должна носить исключительно формальный характер, не предполагающий: повторное установление обстоятельств, с которыми законодательство связывает получение льготного статуса; возможность отказа в выдаче аналогичного российского документа.
Признание истца участником боевых действий не может свидетельствовать о наличии у него права на получение соответствующих льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, как ветеран боевых действий, поскольку понятия "участник" и "ветеран" боевых действий не являются тождественными, в связи с чем, ссылки заявителя на получение надбавки к пенсии как "участника боевых действий" несостоятельны.
Доводы изложенные в кассационной жалобе заявителя были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, по существу, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора и основаны на ином толковании положений законодательства, в силу чего не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Корчинского А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.