Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жукова А.А. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, Правительству Российской Федерации, ФКУ "Военный комиссариат города Севастополя", Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о присвоении статуса участника Великой Отечественной войны, возложении обязанности предоставить льготы, по кассационной жалобе Жукова А.А. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Жуков А.А. обратился в суд с иском к Правительству Российской Федерации, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, ФКУ "Военный комиссариат города Севастополя" о признании права на присвоение статуса участника Великой Отечественной войны, обязании Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя предоставить льготы, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" для участников Великой Отечественной войны. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с законодательством Украины истцу присвоен статус Ветерана войны - Участника войны с выдачей соответствующего удостоверения украинского образца. Однако после 18 марта 2014 года в соответствии с законодательством Российской Федерации ему выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны с установлением права на льготы, предусмотренные статьёй 20 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", то есть для категории лиц, не являющихся участниками Великой Отечественной войны. По мнению истца, указанные действия, нарушающие права на получение предоставленных ранее мер социальной поддержки, привели к ухудшению положения социального обеспечения истца, как участника Великой Отечественной войны.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 августа 2020 года в удовлетворении требований Жукова А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 января 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Жуков А.А, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии по делу нового решения.
В письменных возражениях на кассационную жалобу, представитель ФКУ "Военный комиссариат города Севастополя" - Деменцевич В.А, указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, полагает, что состоявшиеся по делу судебные постановления законны и обоснованы.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Безпрозванных А.Ю, также, полагая доводы кассационной жалобы необоснованными, просил оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу, что такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Жукову А.А, 29 марта 1932 года рождения, на основании пункта 2 статьи 9 Закона Украины от 22 октября 1993 года N 3551-XII "О статусе ветерана войны, гарантиях их социальной защиты" присвоен статус ветераны войны - участника боевых действий, в подтверждении чего 22 января 1996 года ему выдано удостоверение серии В-I N Ветерана войны - Участника войны.
В 2016 году истец обратился в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя с заявлением о присвоении ему статуса участника Великой Отечественной войны с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" для участников Великой Отечественной войны.
26 декабря 2016 года Жукову А.А. выдано удостоверение серии ВОВ-II N - ветерана Великой Отечественной войны и установлены льготы, гарантированные статьёй 20 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ. Указанные меры социальной поддержки предоставлены в связи с работой Жукова А.А. в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее 6 месяцев, что установлено вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 26 ноября 2016 года.
Полагая, что ввиду наличия статуса участника войны, установленного в соответствии с законодательством Украины, он имеет право на присвоение соответствующего статуса - участника Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на выдачу (замену) соответствующего удостоверения и получение льгот, имевшихся у него при предыдущем правовом регулировании, и предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации участникам Великой Отечественной войны, Жуков А.А. в обращении от 29 января 2017 года просил о восстановлении нарушенных прав. Однако, в удовлетворении обращения письмом от 16 февраля 2018 года N929/19-20-2/18 ему было отказано.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствовался положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, Федерального закона N421-ФЗ, а также нормами Закона Украины от 22 октября 1993 года N 3551-XII "О статусе ветерана войны", и исходил из того, что Жуков А.А. не обладает правом на установление статуса участника Великой Отечественной войны и предоставление соответствующих мер социальной поддержки, поскольку не относится к данной категории лиц, согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность обжалуемого решения суда, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что с изложенными в обжалуемых судебных актах выводами возможно согласиться по следующим основаниям.
В соответствии пунктом 2 статьи 9 Закона Украины от 22 октября 1993 года N 3551-XII "О статусе ветерана войны", участниками войны признаются лица, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и войны 1945 года с империалистической Японией работали в тылу на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, совхозах, индивидуальных сельских хозяйствах, на сооружении оборонных рубежей, заготовке топлива, продуктов, перегоняли скот, учились в этот период в ремесленных, железнодорожных училищах, школах и училищах фабрично-заводского обучения и других заведениях профессионально-технического образования, на курсах профессиональной подготовки или во время обучения в школах, высших и средних специальных учебных заведениях работали в народном хозяйстве и на восстановлении объектов хозяйственного и культурного назначения. К участникам войны относятся также лица, в период Великой Отечественной войны работавшие на территориях, которые после 1944 года вошли в состав бывшего Союза ССР, а также граждане, которые по направлению государственных органов бывшего Союза ССР работали в государствах - союзниках СССР.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" является специальным законом, определяющим в Российской Федерации гарантии социальной защиты ветеранов, он относит к ветеранам Великой Отечественной войны участников Великой Отечественной войны, лиц, работавших на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с данным Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1532 утверждены Правила.
Правила определяют порядок замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Замена документа обязывает уполномоченный орган по предоставлению мер социальной поддержки рассмотреть обращение на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Предусмотренное подпунктом "г" пункта 4 Правил требование о необходимости представления для замены ранее выданных документов на документы российского образца документов, содержащих сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), и наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки), соответствует действующему законодательству.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Данные нормы предусматривают признание без дополнительных условий действия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя документов, в том числе являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты.
Реализация прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 г. (часть 1 статьи 2).
Судами установлено, что Жуков А.А, возраст которого на период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов составлял от 9 до 13 лет, участие в боевых действиях по защите Отечества в указанный выше период не принимал и право на отнесение к какой-либо категории лиц участников Великой Отечественной войны предусмотренной статьей 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" у истца отсутствует.
Учитывая это, а также то, что истец на свою принадлежность к какой- либо из перечисленных в подп.1 п.1 ст.2 ФЗ "О ветеранах" категории лиц - участников Великой Отечественной войны не ссылался и доказательств тому подтверждающих не представлял, отказ судов в присвоении ему статуса участника Великой Отечественной войны являлся правомерным.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с установленными судом обстоятельствами и оценкой доказательств относительно права получения истцом статуса ветерана Великой Отечественной войны -участника Великой Отечественной войны на основании ранее полученного статуса и соответствующего удостоверения, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жукова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.