Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.В. к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 о возложении обязанности по назначению досрочной пенсии по старости по кассационной жалобе С.В. на решение Советского районного суда г. Волгограда от 20.10.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.02.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 (далее - ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ по Волгоградской области N 2) о возложении обязанности по назначению досрочной пенсии по старости.
Решением Советского районного суда г. Волгограда от 20.10.2020 в удовлетворении исковых требований С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе С.В. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С.В. являлся служащим органов внутренних дел, после увольнения из которых он продолжил работу в различных организациях до ДД.ММ.ГГГГ.
При обращении истца в ГУ МВД России по Волгоградской области с заявлением по вопросу оформления пенсии по линии МВД России, ДД.ММ.ГГГГ ему дан ответ об отсутствии оснований для назначения указанной пенсии, ввиду того, что он уволен со службы в возрасте 32-х лет по статье 58 пункту "а" (по собственному желанию) Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
ДД.ММ.ГГГГ С.В. обратился в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Городищенском районе Волгоградской области с заявлением о разъяснении порядка возможности выхода на пенсию в связи с суммированием специального и трудового стажа, равного 25 лет, исходя из выслуги лет в календарном исчислении при прохождении им службы в органах внутренних дел РФ - 12 лет 8 месяцев 8 дней и трудового стажа более 12 лет 6 месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением - Управление пенсионного фонда РФ в Городищенском районе Волгоградской области на заявление С.В. дан ответ об отсутствии у него права на назначение досрочной пенсии в соответствии с Федеральным законом РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон о страховых пенсиях).
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что С.В. с заявлением о назначении пенсии в орган пенсионного фонда не обращался. Следовательно, его права ответчиком нарушены не были, что также является основанием для отказа в иске.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В силу правил части 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии установлены Федеральным законом о страховых пенсиях.
В силу части 1 ст. 22 Федерального закона о страховых пенсиях, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6 этой же статьи закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Порядок обращения за назначением пенсии установлен Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждёнными Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N 884н.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 названных Правил граждане обращаются за назначением пенсии путём подачи заявления о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону о страховых пенсиях) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о страховых пенсиях).
То есть, в 2020 году право на страховую пенсию по старости определяется для мужчин, достигших возраста 61 год 6 месяцев, при наличии не менее 11 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18, 6.
В соответствии со ста. 12 Федерального закона о страховой пенсии, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1".
Для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
Определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, федеральный законодатель не предусмотрел зачёт периодов службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 января 2012 года N 19-О-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 N 380-О и от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О).
Подсчёт и подтверждение страхового стажа для установления страховых пенсий определяется Правилами подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 (далее - Правила N 1015).
Согласно пункту 2 указанных выше Правил, в страховой стаж в целях установления страховой пенсии включается, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ N 4468-1.
Пунктом 47 Правил N 1015 предусмотрено, что исчисление продолжительности периодов работы, и (или) иной деятельности, производится в календарном порядке.
Основания для досрочного назначения страховой пенсии по старости установлены в статьях 30-32 Федерального закона о страховых пенсиях. Наличие определённого периода службы в органах внутренних дел в качестве основания для досрочного пенсионного обеспечения не поименовано.
Таким образом, оснований для включения периода работы истца в органах внутренних дел в подсчёт специального трудового стажа работы не имеется.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 20.10.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.02.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.