Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Куйтунское лесопроизводственное предприятие", поданную через суд первой инстанции 9 сентября 2021 г, на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 12 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 21 апреля 2021 г.
по административному делу N 2а-288/2020 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству о признании незаконными действий (бездействий), возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора Волковой А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействий), возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству (далее - Куйтунское лесничество) по исполнению требований лесного законодательства. Проверкой установлено, что между Куйтунским лесничеством и ООО "Куйтунское лесопроизводственное предприятие" (далее - ООО "Куйтунское ЛПП") заключен договор аренды лесного участка N от 9 октября 2009 г..В Куйтунское лесничество от ООО "Куйтунское ЛПП" поступила лесная декларация N от 23 декабря 2019 г..в рамках указанного выше договора, согласно которой Общество заявило об использовании леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке - Куйтунское лесничество Барлукское участковое лесничество Тельбинская дача, в числе которых был заявлен квартал 17 выдел 32 лесосека 7, общей площадью 1, 6 га. 12 марта 2020 г..от филиала "Прибайкаллеспроект" в Куйтунское лесничество поступили материалы по дистанционному мониторингу использования лесов (карты дешифрирования N), в которых были указаны сведения о выявленных на территории арендной базы ООО "Куйтунское ЛПП" признаках нарушений требования лесного законодательства, а именно рубки древесины без разрешительных документов в квартале 17 выделах 36, 37 Тельбинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества на площади 4, 6 га. По результатам осмотра указанного лесного участка Куйтунским лесничеством факт незаконной рубки (рубки без лесной декларации) подтвердился. 16 марта 2020 г..в Куйтунское лесничество поступило заявление от директора ООО "Куйтунское ЛПП" о внесении изменений в лесную декларацию N от 23 декабря 2019 г..и включении в заготовку древесины квартала 17 выделов 36, 37 Тельбинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества на площади 4, 6 га.
Данное заявление было принято Куйтунским лесничеством незаконно, поскольку на момент его поступления Куйтунское лесничество и его начальник обладали сведениями о совершении рубок на указанном лесном участке без разрешительных документов. При указанных обстоятельствах изменения в лесную декларацию содержали недостоверные сведения по кварталу 17 выделам 36, 37 Тельбинской дачи о декларируемом периоде предстоящей заготовки древесины, об объеме использования лесов, объемах подлежащей заготовке древесины по породам с точностью до одного кубического метра, поскольку указанные в них лесные участки были вырублены ранее Обществом без оформления надлежащих документов. При указанных обстоятельствах согласно пункту 9 Приказа Минприроды России от 16 января 2015 г..N 17 территориальный отдел по Куйтунскому лесничеству должен был направить ООО "Куйтунское ЛПП" письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию, содержащие обоснование отказа, однако этого сделано не было. В нарушение требований закона проверка информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных на вышеуказанных лесосеках арендной базы ООО "Куйтунское ЛПП" при дистанционном мониторинге использования лесов, проводилась должностными лицами Куйтунского лесничества в отсутствие заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров и утвержденных приказов (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Куйтунского лесничества. Указанные нарушения подтверждаются информацией начальника Куйтунского лесничества от 19 июня 2020 г..и 22 июня 2020 г..В нарушение требований закона Куйтунским лесничеством выявленные по результатам проверок материалы, содержащие сведения о нарушении лесного законодательства, не были направлены в правоохранительные органы.
Братский межрайонный природоохранный прокурор просил суд признать незаконным действие Куйтунского лесничества, выразившееся в принятии от ООО "Куйтунское ЛПП" изменений в лесную декларацию N от 23 декабря 2019 г. и обязать направить ООО "Куйтунское ЛПП" письменное извещение об отказе в приеме изменений в лесную декларацию, содержащие обоснование отказа; признать незаконным действие Куйтунского лесничества, выразившееся в проведении проверок информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных на территории арендной базы ООО "Куйтунское ЛПП" при дистанционном мониторинге использования лесов, в отсутствие заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров и утвержденных приказов (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Куйтунского лесничества; признать незаконным бездействие Куйтунского лесничества, выразившееся в не направлении материалов, содержащих сведения о нарушениях лесного законодательства, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов на территории арендной базы ООО "Куйтунское ЛПП", в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела и обязать направить эти материалы в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 12 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 21 апреля 2021 г, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов ссылаются на то, что судом первой инстанции не в полном объеме исследованы, либо полностью не исследованы необходимые для вынесения решения доказательства, в частности Проект освоения лесов, однако указанный документ имеет существенное значение для вынесения законного и обоснованного решения. Также указывают, что представленная в Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству декларация содержала и содержит строку для выделов 36 и 37 и ссылку на квартал 17, в том числе сведения о заготовке древесины с точностью до кубического метра, что соответствует Проекту освоения лесов и подтверждено представленными заинтересованным лицом Ведомостями лесотаксационных выделов из указанного Проекта, а соответственно подлежало рубке. Указывает о допущенном судом первой инстанции нарушении норм процессуального права, ввиду лишения возможности представителя заявителя участвовать в судебном заседании, предоставления возражений и доказательств.
Относительно доводов кассационной жалобы Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что между Куйтунским лесничеством и ООО "Куйтунское ЛПП" заключен договор аренды лесного участка N N от 9 октября 2009 г.
ООО "Куйтунское ЛПП" в Куйтунское лесничество была подана лесная декларация N от 23 декабря 2019 г.
7 марта 2020 г. Куйтунским лесничеством была проведена проверка информации, поступившей из филиала "Прибайкаллеспроект" по результатам дистанционного мониторинга использования лесов, по факту рубки древесины на территории арендной базы ООО "Куйтунское ЛПП" в квартале 17 выделах 36, 37 Тельбинской дачи, Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества на площади 4, 6 га без разрешительных документов.
16 марта 2020 г. в Куйтунское лесничество поступило заявление от директора ООО "Куйтунское ЛПП" о внесении изменений в лесную декларацию N от 23 декабря 2019 г. и включении в нее квартала 17 выделов 36, 37 Тельбинской дачи Барлукского участкового лесничества.
18 июня 2020 г. Братской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка деятельности Куйтунского лесничества, в ходе которой были выявлены нарушения в области лесного законодательства, а именно: принятие от ООО "Куйтунское ЛПП" заявления от 16 марта 2020 г. о внесении изменений в лесную декларацию N от 23 декабря 2019 г.; проведение проверки информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов на территории арендной базы ООО "Куйтунское ЛПП", в отсутствие утвержденных начальником (заместителем начальника) Куйтунского лесничества приказов (распоряжений) на проведение плановых (рейдовых) осмотров, оформленных заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков; не направление материалов, содержащих сведения о нарушениях лесного законодательства, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов на территории арендной базы ООО "Куйтунское ЛПП" в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав статьи 1, 26, 90 Лесного кодекса РФ, Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденный приказом Минприроды от 16 января 2015 г. N 17, Методические рекомендации по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденные приказом Рослесхоза от 10 ноября 2011 г. N 472, Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 г. N 394, статьи 8.3, 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N 373, Порядок проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденный приказом Минприроды России от 14 ноября 2016 г. N 592, дав оценку представленным доказательствам, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке заявителем обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что разработан и утверждён Проект освоения лесов ООО "Куйтунское лесопроизводственное предприятие", который содержит информацию о заготовке древесины в квартале 17 выделов 36, 37 Тельбинской дачи, полагает, что основанием для осуществления деятельности по заготовке древесины является не только декларация, но и вышеуказанный проект. Предусмотренные пунктом 2.1.1 Административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды России от 8 декабря 2016 г. N 641 основания для отказа в предоставлении государственной услуги по приему изменений в лесную декларацию отсутствовали, поскольку были представлены надлежащие обосновывающие документы, декларация соответствовала утвержденной форме, как и проекту освоения лесов. Вместе с тем, судами данный проект не был исследован.
Данные доводы подлежат отклонению, поскольку не указывают на ошибочность выводов судов, так судами установлено, что вырубка на спорной территории была осуществлена до предоставления заявления о внесении изменений в декларацию, что подтверждается карточкой дешифрования мест использования лесов от 13 февраля 2020 г, данные обстоятельства препятствуют согласно пункту 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 января 2015 г. N 17 внесению изменений в лесную декларацию, поскольку лесная декларация, а, следовательно, и заявление о внесение в нее изменений должно подаваться не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. При таких данных соответствие произведённой вырубки проекту освоения лесов значения для разрешения возникшего административного спора не имеет, как и соответствие предоставленной документации, утвержденным унифицированным формам.
Довод о нарушении права заявителя на участие представителя в рассмотрении дела в суде первой инстанции являлся предметом оценки суда апелляционной инстанции, который отметил, что с учетом данных служебной проверки указанный довод своего подтверждения не нашел.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов по существу заявленных требований установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, основания для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 12 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 21 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 ноября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.