Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-106/2021 (УИД 38RS0022-01-2020-003166-92) по иску Федотова Леонида Егоровича к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, обязании принять решение о выдаче свидетельства, по кассационной жалобе областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г.
по кассационной жалобе Федотова Леонида Егоровича на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федотов Леонид Егорович (далее по тексту - Федотов Л.Е, истец) обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" (далее по тексту - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району"), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, обязании принять решение о выдаче свидетельства.
Требования мотивированы тем, что при обращении в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" по вопросу выдачи свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, он получил уведомление N от 26 ноября 2020 г. об отказе в назначении. Причиной отказа явилось обращение с заявлением о выдаче свидетельства после установленного срока. С данным отказом не согласен, поскольку его жилой дом попал в зону чрезвычайной ситуации, заключением межведомственной комиссии был признан непригодным для проживания. Истец полагает отказ незаконным, так как постановлением Правительства Иркутской области от 10 декабря 2020 г. N 1037-пп, срок обращения с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты установлен до 25 декабря 2020 г, то есть он не пропустил срок. Затягивания сроков оформления документов не допускал, дважды обращался в Тайшетский городской суд для защиты своих прав. Согласно судебной строительно-технической экспертизы, проведенной "данные изъяты" 10 августа 2020 г, техническое состояние жилого дома классифицируется в интервале от ограниченно-работоспособного до аварийного, проведение ремонтно-восстановительных работ экономически нецелесообразно, дом следует признать непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Истец просил суд признать незаконным решение N от 26 ноября 2020 г, решение от 16 июля 2020 г. Областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" об отказе в назначении меры социальной поддержки "свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области", обязать Областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" принять решение о выдаче Федотову Л.Е. меры социальной поддержки "свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес".
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г, заявленные Федотовым Л.Е. исковые требования удовлетворены.
В кассационных жалобах, поданных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просят отменить решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г. как незаконные.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Федотов Леонид Егорович просит изменить решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 г. в части определения состава семьи, учитываемого при определении размера социальной выплаты.
Относительно доводов кассационных жалоб письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили, представитель ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" в заявлении указал, что просит рассмотреть дело в отсутствие ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району".
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационные жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы 2 и 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области" (далее - Положение).
Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Согласно пункту 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
В соответствии с пунктом 4 Положения министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.
В силу положений пункта 7 Положения социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. В случае утраты в связи с чрезвычайной ситуацией двух жилых помещений предоставление социальной выплаты осуществляется в отношении каждого из утраченных жилых помещений.
В силу положений пунктов 10, 16, 17, 23 Положения решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства принимает подведомственное министерству социального развития государственное учреждение, в данном случае ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", свидетельство, удостоверяющее право на получение социальной выплаты, оформляется министерством социального развития.
Согласно пунктом 11 Положения, гражданин, претендующий на меры социальной поддержки, в срок до 30 сентября 2020 г. включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).
Постановлением Правительства Иркутской области от 10 декабря 2020 г. N 1037-пп внесены изменения в постановление Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", в том числе в части срока обращения граждан с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, который установлен до 25 декабря 2020 г. включительно.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение от 28 января 2006 г.), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения от 28 января 2006 г.).
В соответствии с пунктом 7 Положения от 28 января 2006 г. уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения от 28 января 2006 г.).
В соответствии с пунктом 49 Положения от 28 января 2006 г. на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов дела, истец Федотов Л.Е. с 8 декабря 2014 г. является собственником дома, расположенного по адресу: "адрес" "адрес".
Постановлением правительства Иркутской области N 558-пп от 17 июля 2019 г, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" "адрес", включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории Бирюсинского муниципального образования Тайшетский район.
5 октября 2020 г. межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Зареченского муниципального образования от 2 июля 2019 г. N N, составлен акт обследования помещения N, из содержания которого следует, что комиссией произведено обследование помещения по заявлению Федотова Л.Е. по адресу: "адрес" "адрес". Общее техническое состояние жилого дома на момент обследования оценивается как непригодное для проживания.
Заключением межведомственной комиссии от 5 октября 2020 г. N об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, выявлены основания для признания помещения (жилого помещения) по адресу: "адрес" "адрес", непригодным для проживания. Выражено особое мнение межведомственной комиссии: дом ветхий, физический и моральный износ жилого дома.
Распоряжением администрации Зареченского муниципального образования N от 22 декабря 2020 г. жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" признано поврежденным в результате чрезвычайной ситуации в границах Зареченского муниципального образования, непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.
Из ответа администрации Зареченского муниципального образования следует, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" "адрес" до паводка, произошедшего в июне 2019 года в реестре ветхого жилья не значился, аварийным (не пригодным) для проживания не признавался.
Согласно заключения судебной строительно-технической экспертизы "данные изъяты" N от 10 августа 2020 г, проведенной по определению Тайшетского городского суда в рамках рассмотрения административного дела N N, техническое состояние жилого дома классифицируется в интервале от ограниченно-работоспособного до аварийного. В связи с тем, что повреждения основных несущих конструкций превышают 60% от общего объема здания, учитывая масштабность имеющихся повреждений конструктивных элементов жилого дома до момента паводка, а также наличие чрезмерных и неравномерных осадок фундаментов и здания в целом, возникших в результате замачивания грунтов основания, проведение ремонтно-восстановительных работ экономически нецелесообразно, т.к. трудозатраты и стоимость работ по восстановлению данного объекта превысят затраты на возведение аналогичного жилого дома в новоделе. Таким образом, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" дом следует признать непригодным для проживания и подлежащим сносу.
25 ноября 2020 г. обратился с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, приложив к заявлению документы согласно пункту 12 Положения.
Решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" от 26 ноября 2020 г. N Федотову Л.Е. было отказано в назначении меры социальной поддержки "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением по причине обращения с заявлением о выдаче свидетельства после установленного срока в пункте 11 Положения.
Согласно уведомлению от 26 ноября 2020 г. N Федотову Л.Е. отказано в назначении "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" по причине обращения с заявлением о выдаче свидетельства после установленного срока в пункте 11 Положения. (В целях выдачи свидетельства гражданин обращается в учреждение в срок до 30 сентября 2020 г. включительно).
При разрешении заявленных исковых требований, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая право истца на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес" "адрес", в результате чрезвычайной ситуации, в период наводнения, вызванного сильными дождями прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, а также тот факт, что жилой дом истца включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Тайшетский район, до наступления неблагоприятных событий жилое помещение являлось пригодным для проживания, непригодность жилища возникла в результате чрезвычайной ситуации, при этом материалами дела установлено и ответчиками не опровергнуто, что причиной указанного состояния жилого дома истца стало подтопление, жилой дом в установленном законом порядке, надлежащим органом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", Министерства социального развития, опеки попечительства Иркутской об отсутствии причинно-следственной связи между техническим состоянием жилого дома и паводком 2019 года, указание на то, что судами не принято во внимание, что истец не соответствует условиям Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, в том числе поскольку спорное жилое помещение не было утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, а пришло в состояние непригодное для проживания в связи с его длительной эксплуатацией, были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены по результатам оценки совокупности доказательств по делу.
Также являются несостоятельными доводы кассационной жалобы ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" о том, что истец обратился с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, поскольку судами обоснованно отмечено, что Постановлением Правительства Иркутской области от 10 декабря 2020 г. N 1037-пп продлены сроки обращения граждан с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты до 25 декабря 2020 г. включительно, в связи с чем несмотря на то, что решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" об отказе Федотову Л.Е. в назначении меры социальной поддержки было вынесено 26 ноября 2020 г, т.е. до принятия Постановлением Правительства Иркутской области от 10 декабря 2020 г. N 1037-пп решения о продлении сроков обращений граждан, но указанное обстоятельство при рассмотрении настоящего дела не может нарушать права Федотова Л.Е. и являться основанием для отказа истцу в рассмотрения заявления о выдаче свидетельства о предоставлении мер социальной поддержки, отсутствовали.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы Федотова Л.Е. о необходимости изменения решения суда с указанием о том, что решение подлежит исполнению с определением состава семьи в количестве двух человек - истец и его жена Ф.Н.С, поскольку оспариваемым решением суда на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", поскольку обжалуемым решением суда на уполномоченной орган - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" возложена обязанность принять решение о выдаче истцу меры социальной поддержки в виде вышеуказанного свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты, тогда как вопрос о составе лиц, в отношении которых будут реализованы мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки, будет решен уполномоченным органом при выдаче вышеуказанного свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационных жалоб не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, однако им судами дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией заявителей жалоб, основаны на их субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Доводы кассационных жалоб фактически направлены направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства. На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены решения Тайшетского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 3 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Федотова Леонида Егоровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.