Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-126/2021; УИД: 55RS0001-01-2020-009602-96 по иску Бугаенко Юрия Александровича к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" об изменении сведений в разделе льгот и компенсаций в карте аттестации рабочего места по результатам специальной оценки условий труда профессии слесарь по ремонту подвижного состава участка текущего отцепочного ремонта вагонов станции "Входная" за 2020 год, по кассационной жалобе Бугаенко Юрия Александровича на решение Кировского районного суда г. Омска от 26 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Щербаковой М.Б, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бугаенко Ю.А. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее по тексту также ОАО "РЖД") об изменении сведений в разделе льгот и компенсаций в карте аттестации рабочего места по результатам специальной оценки условий труда.
Требования мотивированы тем, что с 1 октября 2004 г. работает в Вагонном ремонтном депо Омск-Сортировочный структурном подразделении Дирекции по ремонту грузовых вагонов структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО "РЖД" слесарем по ремонту подвижного состава 3 разряда на механизированном пункте подготовки вагонов станции "Входная". Осенью 2020 г. на предприятии была проведена специальная оценка условий труда (далее по тексту также СОУТ). Полагал, что СОУТ была проведена с нарушением закона. Указал, что в разделе льгот и компенсаций карты СОУТ отсутствует указание на льготу для назначения досрочной страховой пенсии. Вместе с тем, такая льгота была указана в картах аттестации рабочего места за 2003 г. и за 2009 г.
С учетом уточнения просил изменить сведения в разделе льгот и компенсации в карте аттестации рабочего места по результатам СОУТ профессии слесарь по ремонту подвижного состава участка текущего отцепочного ремонта вагонов станции "Входная" за 2020 г.
Решением Кировского районного суда города Омска от 26 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 июля 2021 г, отказано в удовлетворении исковых требований Бугаенко Юрия Александровича к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" об изменении сведений в разделе льгот и компенсаций в карте аттестации рабочего места по результатам специальной оценки условий труда.
В кассационной жалобе истец Бугаенко Ю.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Омска.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем ОАО "РЖД" Мельник И.В. принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили. От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Щербаковой М.Б, поддержавшей доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бугаенко Ю.А. с 1 октября 2004 г. по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ОАО "РДЖ".
Согласно трудовому договору от 1 октября 2004 г. N Бугаенко Ю.А. был принят в Вагонное ремонтное депо Омск-Сортировочный - структурное подразделение Дирекции по ремонту грузовых вагонов - структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" слесарем по ремонту подвижного состава 3 разряда на механизированный пункт подготовки вагонов станции Входная.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что со 2 мая 2006 г. он был переведен слесарем по ремонту подвижного состава 4 разряда на механизированный пункт подготовки вагонов станции Входная Вагонного ремонтного депо Омск-Соргировочный.
1 июля 2006 г. Бугаенко Ю.А. переведен слесарем по ремонту подвижного состава 4 разряда на участок механизированной подготовки вагонов под погрузку станции Входная Эксплуатационного вагонного депо Входная - структурное подразделение Омского отделения - структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
3 декабря 2007 г. в связи с изменением штатного расписания, Бугаенко Ю.А. переведен слесарем по ремонту подвижного состава 5 разряда на участок подготовки вагонов участка механизированной подготовки вагонов под погрузку станции Входная группы цехов "Текущий ремонт Входная" Эксплуатационного вагонного депо Входная - структурное подразделение Омского отделения - структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "РЖД".
10 апреля 2011 г. Бугаенко Ю.А. переведен слесарем по ремонту подвижного состава 5 разряда участка подготовки вагонов Эксплуатационного вагонного депо Входная - Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - Западно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
С 15 августа 2012 г. Бугаенко Ю.А. переведен на вакантное рабочее место слесаря по ремонту подвижного состава 4 разряда участка текущего ремонта вагонов станции Входная Эксплуатационного вагонного депо Входная - структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Западно-Сибирской железной дороги - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
С 1 октября 2012 г. истец занимает должность слесаря по ремонту подвижного состава 4 разряда Эксплуатационного вагонного депо Входная - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
В целях создания здоровых и безопасных условий труда работников в период с 17 января 2020 г. по 28 сентября 2020 г. в эксплуатационном вагонном депо Входная экспертами ООО "ПРОММАШ ТЕСТ" проведена специальная оценка условий труда.
По результатам проведения специальной оценки условий труда в 2020 году в отношении рабочего места слесаря по ремонту подвижного состава участка текущего отцепочного ремонта вагонов станции Входная установлены вредные условия труда 2 степени (класс 3.2) по тяжести трудового процесса.
Согласно карте специальной оценки условий труда N от 14 июля 2020 г. слесаря по ремонту подвижного состава, работникам, занятым на данном рабочем месте, установлен дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 7 календарных дней, а также повышенная оплата труда в размере 8 процентов. Право на досрочное назначение пенсии не предусмотрено.
С результатами проведенной специальной оценки условий труда Бугаенко Ю.А. ознакомлен 12 октября 2020 г. Результаты произведенной специальной оценки условий труда и установленный итоговый класс (подкласс) условий труда, равный 3.2 истец не оспаривал.
Вместе с тем, обращаясь в суд с настоящим иском, ссылался на то обстоятельство, что поскольку по результатам специальной оценки условий труда в отношении его рабочего места установлены вредные условия труда, в карте специальной оценки условий труда необоснованно указано на отсутствие права на досрочное назначение пенсии.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что согласно заключению государственной экспертизы условий труда от 12 марта 2021 г. N работы, выполняемые Бугаенко Ю.А. не являются работой по условиям труда, предусмотренной списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272.
Экспертное заключение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах Бугаенко Ю.А, работавшего в качестве слесаря по ремонту подвижного состава в Вагонном ремонтном депо Омск -Сортировочный и эксплуатационном вагонном депо Входная, утвержденное 12 марта 2021 г, Бугаенко Ю.А. не оспорено. Каких - либо объективных и допустимых доказательств, опровергающих выводы указанной экспертизы, материалы дела не содержат.
Экспертиза проведена в соответствии с требованиями статьи 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. N 549н.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый и пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2 статьи 22, статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 г.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Таким образом, специальная оценка условий труда устанавливает не только наличие вредных факторов на рабочих местах, но и является основанием для предоставления льгот и гарантий, в том числе и на льготное пенсионное обеспечение.
Разрешая заявленные требования, принимая во внимание, что истцом заявлены требования о возложении на ответчика обязанности изменить сведения в разделе льгот и компенсаций в карте аттестации рабочего места по результатам специальной оценки условий труда за 2020 год, то есть сведений, противоречащих сведениям, установленным проведенной в 2020 году в эксплуатационном вагонном депо "Входная" экспертами "ПРОММАШ ТЕСТ" специальной оценкой условий труда, результаты которой не признаны в установленном законом порядке недействительными, вместе с тем, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом в материалы дела не представлено доказательств в обоснование своей процессуальной позиции, при том, что судом апелляционной инстанции разъяснялось истцу бремя доказывания, в том числе и право истца заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы оценки качества, проведенной экспертами "ПРОММАШ ТЕСТ" специальной оценкой условий труда, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 23 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В силу подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 (далее по тексту также Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272).
Таким образом, исходя из положений вышеуказанных правовых норм, усматривается, что пенсионное законодательство связывает возникновение права на досрочное пенсионное обеспечение именно с наименованием профессии и характером труда поименованными, в том числе в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272.
Так, Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272, предусмотрены работы, выполняемые слесарями по ремонту подвижного состава, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог. Работы, выполняемые слесарями по ремонту подвижного состава, занятыми на иных, кроме указанных пунктов технического обслуживания Списком не предусмотрены.
Из материалов дела следует, что определением суда первой инстанции от 2 февраля 2021 г. по делу была назначена экспертиза, проведение которой поручено Министерству труда и социального развития Омской области.
Согласно выводам, указанным в заключении судебной экспертизы от 12 марта 2021 г, в период с 15 августа 2012 г. по настоящее время участок текущего отцепочного ремонта Эксплуатационного вагонного депо Входная, в структуре которого выполнял работы Бугаенко Ю.А, по своим функциям не является аналогичным пунктам технического обслуживания.
Соответственно, выполняемая Бугаенко Ю.А. в оспариваемый период с 15 августа 2012 г. по настоящее время в качестве слесаря по ремонту подвижного состава 4 разряда участка текущего ремонта вагонов станции Входная эксплуатационного вагонного депо Входная - структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Западно-Сибирской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" и слесаря по ремонту подвижного состава 4 разряда Эксплуатационного вагонного депо Входная - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", не является работой по условиям труда, предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272.
Также экспертами не было установлено выполнение истцом работ, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272, в иные периоды его трудовой деятельности в ОАО "РЖД".
Из обжалуемых судебных актов следует, что заключение эксперта оценено судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы судов и свидетельствующих о неправильном применении норм права, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Выводы судов подробно мотивированы в обжалуемых судебных актах, основаны на представленных в материалы дела доказательствах и установленных на их основании фактических обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 26 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бугаенко Юрия Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.